13 сентября 2018, 15:34

Тициан и беззаветный подвиг

На этой неделе телеканал "Россия К" предлагает своим зрителям проекты нового сезона, в том числе авторскую программу Виктории Марковой "Тициан и другие…", начало которой обозначено в ежевечернем эфире до четверга в 23.10.

Тициан и беззаветный подвиг

Что такое атрибуция, известно каждому искусствоведу: без определения авторства художественного произведения не может существовать ни одна коллекция ни в одном музее. Что касается подлинности, то в последние десятилетия эта проблема стала настоящим полем битвы кошельков, интересов, амбиций. А ведь атрибуция – это и есть определение понимание ценности произведения, высоким уровнем которой может гордиться любой музей. Для этого должна состояться счастливая встреча шедевра с искусствоведом-экспертом, который его опознает и вернет ей утраченное имя. Автор цикла "Тициан и другие…" – доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ имени А.С. Пушкина, один из самых авторитетных экспертов в области итальянского искусства XIV – XVIII веков не только в нашей стране, но и в мире. Всю жизнь Виктория Маркова занимается атрибуцией картин итальянских мастеров. При её непосредственном участии Пушкинский музей приобрёл около 150 произведений. Но то, что произошло совсем недавно, и о чём она рассказывает в своей программе, эксперт называет настоящим чудом, о котором искусствовед может только мечтать. Главными сюжетами цикла стали история атрибуции картины Себастьяно Маццони "Три грации", которую, свернутую в трубку и в весьма плачевном состоянии однажды к центральному входу музея принесла незнакомая женщина и которая под натиском Марковой, убедившей профессионалов, что это действительно Маццони, была куплена ГМИИ у частного лица и отреставрирована. В проекте также речь шла о знаменитой выставке 1984 года в ГМИИ, посвящённой итальянской живописи, на которой было представлено около 100 работ из музеев СССР, атрибутированных Марковой, об истории атрибуции картины "Встреча Льва Великого с Аттилой" Кавалера д’Арпино (Джузеппе Чезари), работ Бернардо Строцци, Симоне деи Крочифисси, Чезаре Тамароччо. Центральным событием одного из выпусков цикла станет история атрибуции картины Гвидо Рени "Святая Вероника". До поступления картины в ГМИИ она считалась неизвестной. Марковой удалось подтвердить авторство тем, что она нашла в жизнеописаниях Чезаре Мальвазия точное указание на эту картину. Но это произошло не сразу, и с этой картиной тоже связан интересный сюжет её появления в ГМИИ… Кроме того, Маркова расскажет об атрибуции других шедевров итальянской живописи – картин Массимо Станционе, Симона Вуэ, Франческо Тревизани и Томмазо Салини. В заключительной части цикла (13 сентября, 23.10) эфир отдан только одному художнику – Тициану, картину которого "Венера и Адонис" из частной коллекции атрибутировала Маркова, доказав искусствоведческому сообществу, что полотно, хранившееся в музее Прадо с аналогичным названием, выполнено мастерской Тициана и является копией работы великого художника.

15 сентября в 20.15 в эфир телеканала "Россия К" выйдет документальный фильм Татьяны Скабард "Последний парад "Беззаветного". Февраль 1988 года. В Черном море американскими военными и политиками была предпринята серьезная провокация. Существование Советского Союза было уже на исходе, армия и флот страдали от непродуманных нововведений. Советские моряки оказались в сложном положении: с одной стороны, надо было не допустить прямого огневого столкновения с кораблями США, что оказалось бы чревато глобальным ядерным конфликтом, а с другой, нельзя позволить стратегическому противнику хозяйничать в наших территориальных водах. Это был вызов нашему военно-морскому флоту и вызов стране, на который ответил капитан и команда маленького сторожевика "Беззаветный". "Меня поразило название корабля – "Беззаветный", – вспоминает автор фильма. – Не "Решительный", не "Смелый", а "Беззаветный". Специально посмотрела в словаре, "беззаветный" – способный на подвиг без корысти...". В эксклюзивном интервью Татьяна Скабард рассказывает: "Я работала над фильмом "Все проходит", и у меня вдруг среди монтажа "выскочил" американский сайт с какими-то мутными изображениями двух кораблей. Снято с американского корабля "Йорктаун". Подпись – "Таран в Черном море". Это было нечто! Американский корабль таранил СКР "Беззаветный". Ничего подобного в истории морского флота не было. Были воздушные тараны, но морских не было! Я искала "Беззаветный", мне сказали, что он "пошел на иголки". Есть такое выражение, когда корабль идет на утилизацию. У меня стоял ком в горле. Как можно уничтожить такой героический боевой корабль?!".

Гибель "Беззаветного" полна мистики. Когда его тянули на распил, он, совершенно мертвый, вдруг издал протяжный гудок – "попрощался" и ушел под воду. Он сам выбрал себе смерть и умер как боевой корабль. Материал для фильма собирать было очень тяжело, на все просьбы Министерство обороны отвечало полным молчанием. "Документы до сих пор засекречены, – говорит режиссёр. – Но, слава Богу, фильм удалось сделать! Идея фильма в том, что Родину надо защищать!".

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости