17 сентября 2018, 13:56

Юбилей Александра Вилькина состоялся в компании с Николаем Гоголем.

 Театральному сообществу хорошо известно имя заслуженного деятеля искусств РФ, народного артиста России Александра Вилькина и по любимовской Таганке, и по множеству спектаклей, как в Москве, так и за рубежом.      

Юбилей Александра Вилькина состоялся в компании с Николаем Гоголем.

 В течение 20 лет при сложных условиях кочевой жизни ему приходилось держать высокую планку своего коллектива под названием "Вишневый сад", который только в 2015-ом году получил долгожданное здание на Сухаревской площади и отпраздновал новоселье. Но поговаривают на этом административные трудности не закончились, так как московский Департамент по культуре собирается вселить в это здание еще два коллектива, и тогда начнется борьба кому и когда выступать на большой и малой сценах, значит конфликтов не избежать.

 Дай Бог, чтобы это были только слухи и юбиляра, которому исполнилось 75 лет, а также его артистов оставили в покое, ибо столько премьер, сколько здесь выходит за год, вряд ли встретишь в других московских театрах. Выходит, план по количеству спектаклей и зрителей выполняется, так какие могут быть претензии к "Вишневому саду"?..

 На первый взгляд может показать, что комедия Николая Васильевича Гоголя "Женитьба", выбранная режиссером для  праздничного вечера, не слишком оригинальна. Уж сколько раз ставили переставили водевильный сюжет с немолодыми женихами, готовыми посвататься к купеческой дочери третьей гильдии, да еще с финальным  бегством Подколесина в окно несмотря на то, что приглянулся невесте, и все было готово к свадьбе.

 

 Весьма часто, режиссеры преследовали одну цель – развлечь зрителей, чтобы посмеяться над незадачливыми претендентами на руку и сердце 27-летней девицы с хорошим приданным   и таким образом представить их карикатурными типами в жанре буффонады. Поэтому кривляний, комиксов было предостаточно, а смысла мало.

 Не могу сказать, будто Вилькин чужд сатире или обходит стороной коварный юмор, но в данном спектакле, как мне показалось, его волновала главная проблема: почему надворный советник бежал от возможного счастья, понимая, что это конец?

 И вот тут начинается самое интересное. Если проследить все творчество Николая Васильевича Гоголя, то одной из его главных тем была судьба маленького человека, которому он  сострадал, жалел его в тех обстоятельствах, где тот был бесправен, и мечты были какие-то мелкие, бытовые. Например, сшить себе из сэкономленных с большим трудом средств новую шинель, а после того, как ее украли от нервного расстройства умереть.

 

 Так вот мечта мелких чиновников "Женитьбы", проживших скучную одинокую жизнь в надежде на лучшую,  в режиссерской трактовке Александра Михайловича сводится к тому, что они еще верят в счастливую встречу, не замечая, как время пролетело, и теперь выглядят смешными стариками в сцене сватовства, вспоминая былые заслуги. Так Балтазар Балтазаров Жевакин в острохарактерном исполнении В.И. Бочкова не способен видеть себя со стороны. Он не стесняется "петушиной ноги" после ранения на флоте и прихрамывает с гордо поднятой головой, потому что по-прежнему остается романтиком, которому при его бедности не нужно приданное, лишь бы невеста - "розанчик" понимала его матросскую душу,  восторгаясь подвигами "морского волка". Шумный, отставной пехотный офицер Анучкин в исполнении Н.Ю. Сахарова тоже не претендует на "птицу-тройку" с богатой невестой, лишь бы его будущая жена была хорошо воспитана и говорила по-французски, так как сильно страдает от собственной необразованности. И только коллежский асессор Иван Павлович Яичница дородного артиста И.А. Бровина, напоминающий ревизора в купеческом доме, постоянно что-то вынюхивает и готов идти напролом, добиваясь расположения Агафьи Тихоновны. Тем не менее, его также всю жизнь преследует неизгладимый конфуз, смешная фамилия Яичница, что, впрочем, смущает и разборчивую Агафью Тихоновну, не желающую никого обижать. При этом громадный кулак покойного батюшки, как дамоклов меч, постоянно висит над ней, то есть белокурой  красавицей В.В. Емельяновой.

 Надо сказать, страх живет в каждом из персонажей, он лишает их  выбора, кабы чего не случилось еще хуже, чем есть… Именно страх перед неведомой жизнью с возможной избранницей заставляет немолодого Подколесина  никуда не высовываться, лежать на диване, предаваться несбыточным мечтам, ходить в департамент и в сотый раз спрашивать у мажордома Степана (артист Я.Я. Якобсонс)  какую ваксу он купил. Серая, однообразная жизнь настолько засосала его, внедрилась в сонное сознание, что он не видит голубого неба над головой и широкой реки, изображенных художником Василием Валериусом на заднем экране.      

 

 Фактически Иван Кузмич в исполнении М.Е. Безобразова превратился в раба привычек, и если бы ему постоянно не надоела разбитная сваха (актриса М.С. Остапенко), то история с женитьбой еще бы откладывалась на долгие годы, пока вся голова не поседела. Но тут на его беду, как черт из бутылки выскакивает неугомонный дружбан Илья Фомич Кочкарев, постоянно требующий от него примерного поведения. Его вертлявая головка на длинной шее, ввинченной в такую же длинную фигуру, похожую на циркуль, молниеносно поворачивается в ту сторону, где можно чем-то поживиться, поймать кайф от выгодной интриги и всех перессорить под видом благодетеля.

 Пожалуй, в спектакле Александра Вилькина, это не только  самый смешной персонаж в исполнении молодого артиста А.С. Щукина, но и самый опасный. Для него нет ничего святого, "плюй в глаза – божья роса", вранье –  его привычная стихия. Он может и скрутить непослушного Подколесина, научить испуганную Агафью Тихоновну, как отвадить бесперспективных женихов, убрать с дороги сваху, мешающею ему осуществить коварный план немедленной женитьбы друга, пусть и он пожнет лавры отнюдь не прекрасной семейной жизни. Единственно, чего не может предположить Кочкарев, это вспыхнувшей искры между двумя пугливыми существами, впервые почувствовавшими, как сильно бьется сердце, когда можно вблизи рассмотреть каждую морщинку на лице другого.

 

 Так называемая, ни к чему не обязывающая беседа оставшихся наедине Подколесина в трогательном исполнении М.Е. Безобразова и задохнувшейся от наплыва   чувств Агафьи Тихоновны, это единственная в спектакле лирическая сцена, одновременно глупая и человечная. Поэтому, когда на сцену стремительно выбегает счастливая невеста и белая фата летит за ней, как птица счастья, то кажется, вот, наконец, случилось то, о чем мечтает каждая девушка. Но Николай Васильевич Гоголь не может идти против правды жизни и забывать о природе затюканного маленького человека, который всего боится, в первую очередь привычного образа жизни.  Именно, поэтому Подколесин прыгает в окно, так как насильно сделать человека счастливым невозможно.

  Автор статьи: Любовь Лебедина

  Автор фотографий: Илья Золкин

 

Все новости Последние новости