25 сентября 2018, 16:51

Региональный фестиваль "Сцена 2018" путешествует по городам Челябинской области.

Такое в фестивальной практике встречается впервые, чтобы смотр драматический и музыкальных спектаклей проходил не в одном городе, а на всей территории области, на площадках домов культуры в маленьких городах. 

Региональный фестиваль "Сцена 2018" путешествует по городам Челябинской области.

 Идея передвижного фестиваля принадлежит губернатору Челябинской области Б.А. Дубровскому, который посчитал, что в промышленном регионе люди не должны страдать от отсутствия театров там, где их нет. Поэтому   обязал Министерство культуры Челябинской области составить программу фестиваля так, чтобы профессиональные коллективы показывали свои спектакли помимо Челябинска, в Сатке, Миасе, Златоусте, где, кстати, есть театр и где пройдет закрытие фестиваля.

 Торжественное открытие необычного проекта состоялось в городе Сатке, в трех часах езды от Челябинска, городе, усеянном терриконами из отработанной породы и больших  площадей промзоны.

 В огромном Доме культуры "Магнезит" в стиле сталинского ампира с огромными колонами на высокой лестнице дети раздавали зрителям флажки и сделанные ими эмблемы фестиваля. Зрительный зал был переполнен, а перед сценой сидел симфонический оркестр Магнитогорского театра оперы и балета под руководством  дирижера Эдуарда Нама.

 

 Это был очень интересный замысел постановки   "Амадеуса" по пьесе Питера Шеффера, в котором участвовали оркестр и вокалисты оперного театра, а также артисты драматического театра имени Пушкина. Исповедь дряхлого Антонио Сальери в качественном исполнении Юрия Дуванова, оказавшегося в больнице для душевнобольных, изначально обращалась к видениям прошлого. Это, можно сказать, была своего рода "ревизия" всей его жизни и творческой карьеры, где главным раздражителем и виновником всех несчастий выступал Вольфганг Амадей Моцарт. Этот гениальный "выскочка", легко сочиняющий оперы и симфонии, испытывающий несказанную радость от небесных звуков  и мгновений озарения.

 

 Второй занавес раздвигался и перед зрителями возникали картинки королевского дворца, где юный композитор в исполнении Ивана Погорелова не испытывал никакого смущения перед королем Иосифом 11 (артист Андрей Бердников) и его поддакивающей свитой, потому что у него был мощные союзники, его оперы: "Похищение из сераля", "Дон Жуан", "Свадьба Фигаро", "Волшебная флейта", отрывки из которых разыгрывались артистами оперного театра в сопровождении оркестра. Этот синтез драмы и оперы давал поразительный эффект. Он был очень органичен, поскольку речь шла о великом композиторе в окружении завистников и дилетантов, среди которых  первым был король, сказавший гению "У вас слишком много нот". Парадоксально, но оценить творчество Моцарта мог только Сальери – молодой альтер - эго старого в исполнении Игоря Панова, но признаться в этом высокому собранию не мог, так как в этом случае терял статус придворного композитора, а самое главное – признавал свое поражение перед сочинениями мальчишки, упрекая в том самого Господа Бога.

 Не могу сказать, что все сцены с наплывами из прошлого вызывали острое сопереживание. Скорее всего, это напоминало биографическое повествование о столкновении двух судеб Моцарта и Сальери. Но музыка, как главное действующее лицо спектакля компенсировало все недочеты режиссера Ани Сельер, и в этом помогали стройные хоралы хормейстера Татьяны  Пожидаевой. Они лились с верхнего балкона, сопровождали в последний путь Моцарта, скончавшегося в страшной нищете, а потому похороненного в яме для бедняков, как докладывают нам исторические источники.

 Спектакль двух театров из Магнитогорска "Амадеус"  стал поистине знаковым для открытия 29-го фестиваля "Сцена 2018", так как автор идеи Максим Кальсин опередил время, доказав, что синтез драмы и оперы не только может быть оправдан, но и родить катарсис.

Автор статьи: Любовь Лебедина. Соб. Корр. "Трибуны" Сатка – Москва.    

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости