29 сентября 2018, 16:15

"На большой дороге" встречаются большие таланты.

В Златоустовском драматическом театре "Омнибус" не первый год на малой сцене идет драматический этюд Антона Павловича Чехова "На большой дороге", включенный в фестивальную афишу "Сцена 2018г." театров Челябинской области. 

"На  большой дороге" встречаются большие таланты.

 Кажется, ну что нового можно ожидать от одноактного спектакля, отсылающего зрителя в далекое прошлое, где в придорожном кабаке встречаются люди,  выброшенные на обочину, божьи странники, спившиеся помещики, разорившиеся до худого пальтишки на голом теле и так далее. Да и особой интриги здесь не может быть с точки зрения новой драматургии. Да и  лежащей на поверхности детективной истории тоже нет, тем не менее, есть скрытая интрига. Она заключается в судьбах героев, их мироощущении, столкновениях с несправедливыми обстоятельствами и вечном унижении, которое превращает человека в раба вопреки вольной душе.

 Режиссер спектакля Борис Горбачевский выстраивает пространство спектакля так, что все действие крутится на маленьком пятачке, территории темного подвала с затхлым воздухом.

 Дождливая погода сводит бедных путников вместе в этом убогом  "доходном" месте. Пройдет ночь и каждый из них отправится по своим делам, а, может быть, кто-то и останется здесь в ожидании смертного часа, как старик Савва в исполнении Александра Антонова, отправившийся на богомолье и не рассчитавший своих силенок. Трудно ему дышать, грудь стянули железные обручи, в глазах туман и хотелось бы попросить двух богомолок о помощи, да только он знает, ничто не может спасти от сырой земли, в которую его зароют на чужбине.

 Так с первых минут действия атмосфера спектакля сгущается, безысходность повисает в сумеречном пространстве.  Кажется, спасительный свет сюда не проникнет никогда и не осветит заблудшие души. Только где-то в вышине чуткое ухо может уловить церковные хоралы.

 Но не будем торопиться с выводами, и ускорять события. На это и рассчитывал режиссер, предлагая зрителям всмотреться в лица неудачников и мечтателей, заглушающих жар измученной души водкой и рычанием, умытых горькими слезами и полагающимися на русское "авось".

 Ведь в принципе, несмотря на технические достижения ХХ1 века,  ментальность русского народа остается прежней, ее не изменить никакими нанатехнологиями и гаджетами. Именно это имел в виду режиссер, приступая к репетициям драматического этюда Чехова, вместившего в себя все многообразие русских характеров, неподвластных времени.

 Глубокий знаток русской души всех сословий, даже каторжников, Антон Павлович собрал в Богом забытом питейном заведении с претензией на ночлежку,  разных типов. Тут и уже упомянутый старик, и молоденький фабричный паренек Федька в озорном исполнении Глеба Баканова, с молчаливой гармошкой, мечтающий побывать в Москве и выпытывающий у умирающего Саввы, какая она. Тут и бродяга Егор Мельник, возникающий в низком проеме дверей, словно шатун - медведь, которого боится хозяин кабака Тихон Евстигнеев (артист Юрий Чулошников), ибо с таким "зверем" никому не справиться. Игорь Вершинин изображает мощный характер вольного человека, презирающего всякие законы и трусливых людишек, живущих в страхе. Не случайно он напоминает героев Максима Горького, широкого в плечах. Идущего напролом.  Поэтому он свысока смотрит на жалкого пьяницу, скрюченного в уголке и умоляющего хозяина ради Христа дать ему рюмку водки. Таких "просителей" Егор Мерик не уважает, они все равно, что мусор у него под ногами. Пристукнуть такого, не глядя, ему ничего не стоит.

 Но тут сжатая пружина действия резко выпрямляется, подобно стреле, выпущенной из невидимого лука, когда  на сцене появляется проезжий Кузьма с остренькими глазками и самодовольным выражением лица, (артист Андрей Плакунов), заглянувший выпить рюмку мадеры. На него находит столбняк, когда он узнает в несчастном пьянице разорившегося помещика Семена Семеновича Борцова, опустившегося на дно из-за предательства сбежавшей из-под венца невесты, которую по-прежнему любит и носит на теле ее медальон.

 Рассказ Кузьмы о злоключениях бывшего барина приводит всех в шок, но больше всех поражен Егор Мерик. Он - то думал, что такие бескорыстные люди перевелись на Руси и любовь тоже покупается. Его большое сердце сжимается от сострадания к Семену Семеновичу в исполнении Максима Фаустова, готового оказать ему любую услугу, не только налить за свой счет рюмку водки, но и отомстить предательнице, даже убить ее. И такая возможность ему предоставляется, когда в той же харчевне из-за сломанного колеса в бричке, появляется главная виновница всех несчастий бывшего жениха.

 Актриса Виктория Фролова играет холодную, брезгливую дамочку,  не ведающую стыда и участия в судьбе ближнего.. Узнав в грязном доходяге когда-то богатого помещика, предложившего ей руку и сердце, она сжимается словно испуганный хорек, в страхе оглядываясь по сторонам и ожидая удара от обманутого возлюбленного. Но тот не то, что руку - глаза на нее не может поднять. Ему стыдно за свой непрезентабельный вид, и что она увидела его такого беспомощного на большой дороге.

 Схватив в руки топор, разгневанный Егор Мерик надвигается на шикарную Марью Егоровну, чтобы совершить праведный суд, и… Убогий кабак погружается во тьму, а когда свет заливает все его закоулки,  стойку с бутылками и старинными весами, испуганными посетителями и выползающего из-под прилавка хитроумного Тихона Евстигнеева, высокородная блудница остается целехонькой. Отныне ей предстоит Божий суд… Но, как говорится: "Справедливость восторжествует, только не жизни не хватит".

 Режиссер Борис Горбачевский, изучив природу чеховского письма, не гнался за постановочными эффектами, так как для него  главной оставалась судьба человека, жизнь человеческого духа на сцене.

Автор статьи: Любовь Лебедина. Собб. Корр. Златоуст-Москва.  

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости