9 октября 2018, 13:46

Чтоб не пропасть поодиночке

На российские экраны вышел фильм "Кислота" (прокатчик – кинокомпания "ПроВзгляд"), резонансно прошедший на нынешнем "Кинотавре", где участвовал в конкурсе дебютов и был отмечен призом фестиваля как лучший в этой категории.

Чтоб не пропасть поодиночке

Одновременно почти открытием прозвучало и имя режиссера Александра Горчилина, хорошо известного поклонникам постановок в "Гоголь-центре", где он выступает в качестве актера вместе с сыгравшими главные роли в его дебюте Филиппом Авдеевым и Александром Кузнецовым. Из "Гоголь-центра" и драматург Валерий Печейкин, по сценарию которого поставлена "Кислота". Считающийся учеником Кирилла Серебренникова (что в связи с ситуацией учителя прибавляет Горчилину популярности), новоиспеченный режиссер успел сняться в его картине "Ученик" (не случайное, как оказалось, для Горчилина название) и сыграть безымянного панка в наделавшем много шума из ничего "Лете", а еще раньше – у Валерии Гай Германики в радикальном "Да и да".

Поначалу "Кислота" полна мрака и чернухи, но завершается картина светлыми кадрами, сильно обнадеживающими грядущими переменами в жизни персонажей, которые, помыкавшись изрядно и пометавшись в сумерках, вроде как остановились, нащупав почву под ногами. Похоже, что режиссер-дебютант замахнулся на поколенческое кино, назначив героями нынешних двадцатилетних – уже перешагнувших через подростковость, но еще не осознавших себя взрослыми людьми, ответственными за свои поступки, и не набравшихся достаточно ума, чтобы быть осторожными и их осмысливать.

На самом деле в картине нет ничего такого, что, как говорится, "не проходили" молодые люди возраста персонажей фильма, разве что здесь добавлено немного экстрима, когда один из героев бросается с балкона, а другой выпивает кислоту, но, к счастью, благополучно выживает, избежав смерти. Парнишки настолько бессмысленны и безответственны, что балкон для одного из них оказывается всего лишь подвернувшимся удобным местом, чтобы совершить самоубийство – ведь, как правило, в кино балконы для того и существуют, если при этом душа совершающего такой необдуманный поступок взывает к немедленному действию. Ничего другого эти молодые люди придумать для себя просто не могут, беспрерывно мешая самим себе, неизвестно для чего родившиеся и зачем живущие. "Хочешь прыгать – прыгай", – говорит Петя (Александр Кузнецов) Ивану (Петр Скворцов). Тот и прыгнул, будто ему стакан воды предложили выпить. Саша, герой Филиппа Авдеева, сделав обрезание, после бесконечно рефлектирует по поводу своей мужской состоятельности да так сильно, что комплексует всерьез, избегая девушек и разговоров о сексе. Еще один персонаж Василиск (Савва Савельев), хоть и постарше Саши с Петей, но тоже ума еще не набрался и занимается тем, что превращает в "произведения искусства" доставшиеся ему в наследство скульптуры своего отца, придумав собственный для этого способ. Тут тоже кислота пригодилась: Василиск окунает в нее, скажем, фигурку "пионэра" и в результате получается "ращепленный пионэр" – и никакого волшебства.

Все тут по-своему несчастны – но, опять же, их несчастье тоже какое-то бессмысленное, потому что его можно было бы избежать, если б думать головой. Родители этих молодых людей в разводе, получить совет, просто поговорить им не с кем. Матери взывают детей вернуться к "нормальной жизни", дети протестуют: мы не такие, как вы! Всем тошно от жизни, но никто не способен испытать от нее иные чувства. И прыжок с балкона, и глоток кислоты, и приход Пети в полицию с признанием, что это он убил Ивана – звенья одной цепи, и их можно множить и дальше, как дурную бесконечность, если вовремя не остановиться.

По воле режиссера это и происходит. В драме намечается свет, конфликты сходят на нет, молодые люди находят душевное пристанище. Саша влюбляется Карину (Арина Шевцова), и у них все получается. Петю вызволяют из полиции, он приходит в церковь, чтобы покрестить родившегося у Василиска ребенка. Василиск, понятно, обретает семейное счастье, забросив своих "пионэров". Не сработало и искушение подлить в купель кислоты, что по недомыслию хотел сделать Петя. А Саша найдет себя в музыке, которая так и не была представлена зрителю. Но поверим ему на слово.

В фильме кислота является метафорой токсичности жизни, что довольно точно отражает сегодняшнюю реальность.

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости