18 октября 2018, 16:58

Жизнь и кино Любови Соколовой

На канале "ТВ Центр" 18 октября в 10.35 покажут документальный фильм "Любовь Соколова. Без грима".

Жизнь и кино Любови Соколовой

 Эта актриса, впервые побывавшая на съемочной площадке в 1941 году статисткой в массовой сцене, за всю свою актерскую карьеру сыграла почти четыре сотни ролей в кино, среди которых не было ни одной главной. Ее героини, как правило, одинокие женщины с трудной судьбой, всегда поражали зрителя теплотой и бескорыстием, смирением и терпеливостью. Хотя в молодости ее называли "тургеневской девушкой" и прочили роли романтических красавиц, в кинематографе она осталась воплощением безотказной, безропотной русской труженицы, принимающей удары жизни с достоинством и стойкостью.

 В кино она стала сниматься, когда за плечами уже были студенческие годы в Ленинградском пединституте, киноактерская школа "Ленфильма", время Великой Отечественной войны, когда работала на заводе слесарем по обработке деталей к двигателям самолетов, а также на эвакопункте, ухаживая за больными и ранеными. В 1946-м окончила ВГИК – мастерскую Бибикова и Пыжовой. Шесть лет она играла в Драматическом театре в Потсдаме, приписанном к группе советских войск в Германии, с 1956 года была актрисой Театра-студии киноактера, одновременно снимаясь в кино. Среди ее ранних ролей – в фильме "Повесть о настоящем человеке", "Тихий Дон", "Сережа", "Далеко от Москвы" и во многих других картинах. Это потом были "Преступление и наказание", "Я шагаю по Москве", "Тридцать три", "Доживем до понедельника", "Ирония судьбы, или С легким паром"…

 В 1959 году состоялся дебют Любови Соколовой в картине "Хождение по мукам", перевернувшей всю ее жизнь: на съемочной площадке "Мосфильма" она познакомилась с Георгием Данелия, которому тогда было 29 лет, ей – 38. Молодой ассистент режиссера вдруг увидел роскошную и страстную Анисью. Сам он еще не снял ни одной своей картины, Соколова уже была опытной и востребованной актрисой. Данелия был покорен ее красотой и статью, и ему удалось убедить Любовь Сергеевну в том, что они ровесники. Он красиво ухаживал за ней, как это мог делать человек с пылким грузинским темпераментом. Шестнадцать лет после первого замужества (ее муж – актер Александр Араповский умер в Ленинграде во время блокады) она прожила одна, и теперь ей показалось, что это тот самый подарок судьбы, которого она так долго ждала. Кстати заметить, рассказ о том страшном блокадном времени, когда актриса пыталась спасти первого мужа от голода, отдавая ему свой рабочий паек, зрители "ТВ Центра" узнают из ее прижизненного эксклюзивного интервью: "В блокаду страшно было. Доходило до людоедства. Сама садилась на Фонтанке умирать… Не умерла, потащилась дальше…" Из того же источника история о том, как однажды после смены на заводе она возвращалась домой, от голода подкашивались ноги. И вдруг она увидела странную мужскую фигуру, незнакомое лицо и услышала слова: "Люба, есть ты будешь мало, но жить будешь!" А через несколько дней она пошла в церковь и увидела икону. Ей сказали, что это Николай Угодник. Люба так и ахнула: "Батюшки, это же он, тот мужичок, что мне привиделся!" Она выжила. И в феврале 42-го попала во вторую волну эвакуации. Но в первую блокадную зиму Люба потеряла всех, кого знала в Ленинграде. В эвакуационном листе, в графе "количество человек", значилось: "одна". Она несколько суток добиралась до родительского дома в Иванове. Впереди была полная неизвестность. Это состояние получило название "голодной апатии", из которой ее вывела мать, в одни прекрасный день посадив дочь на грузовик, который вез в Москву ткани из Иванова, и отправив в столицу.

 Свою первую московскую прописку Любовь Соколова получила в Зачатьевском женском монастыре – общежитии ВГИКа, после окончания которого была принята на работу в Театр киноактера, где и жила – спала в гримерке на стульях, составленных вместе и связанных веревками. Первую собственную квартиру на улице Черняховского, она купила уже после ГДР.

 Для Любови Соколовой никогда не было "отдельно кино". Маленькие эпизоды, которые она играла всю жизнь, и были ее жизнью. Но в своем амплуа актриса стала лучшей – королевой эпизода. За несколько минут экранного времени актриса проживала целиком судьбу своих героинь. Этот уникальный дар использовали многие режиссеры. Любовь Соколову даже считали своеобразным талисманом: если она участвует в картине, значит, будет успех.

 Жизнь ее складывалась далеко не безоблачно. Ей пришлось пережить и трудный момент расставания с Георгием Данелия, неожиданную смерть любимого сына, которого она назвала Николаем, в честь Николая Угодника, гибель близких друзей. Однажды она сама чудом осталась жива в автокатастрофе, когда ехала на концерт в кинотеатр "Ханой" вместе с Майей Булгаковой. Эта авария унесла жизнь Булгаковой. В свою очередную киноэкспедицию Любовь Соколова отправилась в Екатеринбург в 2001 году в возрасте 79 лет. Ее последней работой стал телевизионный фильм для детей, в котором Любовь Соколова снималась буквально за несколько дней до своей кончины. Можно только догадываться, сколько еще ролей могла бы сыграть эта актриса. Но не сыграла…

 Что же помогло выжить актрисе в трудные годы; какой романс она посвятила Георгию Данелия; почему фильм "Осенний марафон", хотя Соколова и не играла в нем, получился – о ней; в каких фильмах она отказывалась играть категорически; чем была готова пожертвовать ради друзей и близких – ответы на эти и многие другие вопросы зрители получат, посмотрев документальный фильм "Любовь Соколова. Без грима".

 В фильме принимают участие Елена Драпеко, Ирина Мирошниченко, Никита Михалков, Мария Данелия (невестка), Николай Губенко, Юрий Кушнерев и другие известные кинематографисты.

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости