23 октября 2018, 12:11

В истории с "Красным колесом" нет сослагательного наклонения

 Когда смотришь трехчасовой спектакль в Театре Российской Армии на самой большой сцене в Европе по роману Александра Солженицына "Красное колесо", то постоянно ловишь себя на мысли, что было бы с Россией, если бы последний самодержец Николай 11 не отрекся от престола и власть не захватили большевики? 

В истории с "Красным колесом" нет сослагательного наклонения

  Может быть, конституционная монархия, а может быть парламентская республика, а может быть… И так можно гадать до бесконечности. Ну, а в реальности все выглядело по-другому.  Начиная с 1918-го года в союзе братских народов СССР более 70 лет строил социализм с человеческим лицом и вдруг в начале 90-х годов прошлого столетия колесо истории неожиданно повернуло в другую сторону, и страна приступила к строительству демократического государства, став на путь капитализма, изменив ленинским заветам.

  Это уже данность и ожидать нового поворота исторического колеса, скорее всего бессмысленно. По крайней мере, через 30-40 лет, когда в силу времени навсегда исчезнет поколение "строителей светлого будущего", сравнивать уже будет некому, то есть исторической памятью можно будет манипулировать, как угодно. Как до недавнего времени делали многие историки, приближенные к власти, только не писатель Александр Солженицын, столетие которого мы недавно скромно отметили.

 И все-таки есть еще среди нас художники, которые не ради славы, а ради истины, хотят добиться исторической правды и открыть людям глаза на трагическую судьбу России, как бы это ни было больно и страшно. Именно поэтому спектакль Бориса Морозова в Театре Российской Армии для меня особенно важен и полезен.

  Конечно, вместить многотомный роман Александра Солженицына в три часа сценического времени очень сложно, и тем не менее, спектакль производит грандиозное впечатление при всех его шероховатостях и не до конца решеных массовках. Точнее тех массовках, в которых режиссер хотел отобразить разброд и шатание в разных слоях многих политических партий накануне октябрьской революции, а точнее переворота. Может быть, это и не под силу театру, а только кинематографу.., Ибо когда после убийства премьер -министра Петра Столыпина ( артист Андрей Новиков), кучка "прогрессистов" начинает вальяжно рассуждать о самоотверженном поступке агента охранки Дмитрия Багрова (артист Александр Рожковский), прилюдно расстрелявший Петра Столыпина, а предыдущая сцена в оперном театре на спектакле "Сказка о царе Салтане",где все и произошло, великолепно решенная на фоне пустого  пространства зрительного зала с Николаем 11 в дальней ложе и пением "Боже, храни, царя", то по стилистике они не стыкуются, образуя контрапункт. В одном случае есть художественное решение, даже некий символизм, предсказание крушения династии Романовых, когда исходной точкой государственной катастрофы стало убийство крупной личности, а в другом – обычное связующее звено для дальнейших событий.

  К сожалению, эти сюжетные связки в виде смысловых скреп мало что давали в эмоциональном плане, так как главный  интерес постановщика заключался в опорах сквозной линии спектакля: "Бога забыли, и потому все позволено". В первую очередь сподвижники монарха позволили себе предать царя, все как один, даже пять главнокомандующих. Во-вторых, беспомощное правительство видело корень зла всех несчастий в беспомощном, слабовольном царе, связавшемся с мошенником - знахарем  Распутиным, помогающем облегчить страдания единственного сына Алексея, больного гемофилией, и потому постоянно подталкивало его к отречению от трона. Кстати, сцена отречения Николая !! от престола в пользу брата Михаила Александровича одна из лучших в спектакле. С помощью скупых выразительных средств Андрей Егоров сполна передает то внутреннее напряжение и предчувствие неминуемой беды, которая спустя год – буквально в ночь с 16 на 17 июля 1918-го года  произойдет с ним и его семьей в доме Ипатьева, и советская власть всех расстреляет, поскольку лишние проблемы с экс-царем ей не нужны.

 Во второй части спектакля на политическую арену выходит вождь мирового пролетариата. Он умен, практичен и прагматичен и даже предлагает печатать фальшивые деньги. Славный путь Ленина (артист Денис Кутузов) на вершину власти был тернист и не лишен романтических отношений с Инэсой Арманд при живой жене Наденьке Крупской. Тем не менее он все правильно рассчитал и  Вторая мировая война переросла в гражданскую, и централизованная Россия рухнула. Казалось бы, мы все это знаем, благодаря отсутствию цензуре, но как же обидно становится за те красивые обертки от горьких пилюль, которые нам подсовывали идеологи "светлого будущего", обещая рай на земле.

 Итак, мифы закончились, режиссер Борис Морозов, благодаря  Александру Солженицыну сумели вместе с артистами убедить нас, что красивая ложь никогда не делала людей счастливыми, и только собственный выбор человека по какому пути ему идти, делал и делает его хозяином собственной судьбы.

 Огромные красные колеса поезда вращаются на белом экране, а в следующих документальных кадрах тысячи людей на площади спасаются от пуль, сотни солдат замерзают в окопах Второй мировой войны, ну, а к мраморному изваянию Ленина продолжают нести цветы и к мавзолею по-прежнему выстраиваются очереди. Это наша история! И без нее мы не сможем понять и оценить современные катаклизмы и тектонические сдвиги в мировой политике.  

Автор статьи: Любовь Лебедина.  

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости