23 октября 2018, 14:55

"Они" и бедная овечка

25 октября в российский прокат выходит фильм Паоло Соррентино "Лоро".

"Они" и бедная овечка

 Главным персонажем которого стал государственный и политический деятель Сильвио Берлускони, известный мультимиллиардер, четырежды возглавлявший кабинет министров Италии, предприниматель, "владелец заводов, газет, пароходов", в том числе, он был собственником футбольного клуба, как модно сегодня, и общенациональных телеканалов. Личность чрезвычайно энергичная и активная по части предпринимательства и политики, Берлускони постоянно находится в центре жизни итальянского истеблишмента, то и дело становясь персонажем скандалов и всякого рода толков. Это третий фильм Соррентино в российском прокате после "Великой красоты" (2013, премия "Оскар") и "Молодости" (2015, "Золотая пальмовая ветвь").

 "Лоро" начинается забавным эпизодом с овцой, забредшей в пустой дом, где работает кондиционер и включен телевизор, на экране которого бесконечно повторяется одна и та же реклама. Не выдержавшее напора включенной техники, бедное животное валится с ног, сраженное стремительно снижающейся вокруг температурой и назойливым роликом. Нетрудно догадаться, кого олицетворяет поверженная овечка, еще мгновение назад мирно щипавшая траву на ухоженном газоне во дворе.

 Надо сказать, что Берлускони (Тони Сервилло), озорник и гедонист, а не только политический пройдоха и коррупционер, появляется на экране позднее, когда зритель вдоволь насмотрится продолжительных вечеринок другого героя – жгучего красавца Серджио (Риккардо Скамарчо), устраивающего эти вечеринки на вилле с бассейном, собирая туда самых привлекательных, девушек – преимущественно моделей – со всей Италии, достоинствами которых являются лишь молодость и сексуальность, и стараясь во что бы то ни стало приблизиться к главному персонажу фильма. О моделях в картине звучит точная фраза – "это фривольные эксгибиционистки". Многолюдные сборища непременно сопровождаются употреблением кокаина и горячительных напитков, здесь господствует философия наслаждения и веселья, беспечности и богатства. Серджио знакомится с уверенной и властной Кирой (Кася Смутняк), на талии которой сзади вытатуирован портрет Берлускони (безошибочный знак близости к "телу") и о которой его предупреждают: "Поосторожней с Кирой. Она хуже Путина". Но благодаря этому знакомству, Серджио в конце концов получает возможность пожать руку главному действующему лицу итальянских скандалов и, может быть, станет евродепутатом, о чем мечтает, если его влиятельный знакомец где надо замолвит слово. Знакомства, подкуп, ложь, шантаж – вот способы протиснуться в высшие круги общества. Режиссер и зрителя постепенно приближает к той прослойке, цель жизни которой сосредоточена в наслаждении, деньгах и успехе. Это и есть "они" (перевод с итальянского слова "loro"), живущие в своем безоблачном и благополучном мире.

 При том, что фильм предваряет предупреждающая надпись о том, что это плод фантазии, выдуманная история, в нем немало реальных фактов, связанных с восхождением Берлускони на олимп политики. Взять хотя бы историю 2007 года с шестью сенаторами, которых он подкупил внушительными суммами, чтобы заручиться их голосами и свалить тогдашнего премьера. В фильме у каждого из них Берлускони находит некий грешок, которым можно их шантажировать, что он успешно и делает. Однако все они признают, что "он дал нам экономическую мощь и энтузиазм". Немало в картине и эпизодов, связанных с популизмом политика, начиная с его строительного бизнеса, когда он лично мог явиться в дома бедных итальянцев, расхваливая собственные постройки и предлагая их неимущим по выгодным ценам. Каким благодетелем он выглядел тогда, это надо увидеть. Причем эти кадры выполнены в черно-белом изображении, что подчеркивает их документальность. Некоторые эпизоды картины посвящены отношениям Берлускони с женой Вероникой (Елена София Риччи), уставшей от его измен и готовившейся к разводу. Речь идет даже о любви – по крайней мере, с ее стороны, и это наделяет ее образ порядочностью и жертвенностью. Любопытно, когда она спрашивает мужа-медиамагната, почему у него много каналов, но нет передач о культуре. Оказывается, и там это актуально. Как и остроумная фраза из итальянской писательницы Натальи Гинзбург, которую цитирует главный герой: "Не надо откладывать деньги на будущее – они могут не пригодиться".

 При всех достоинствах новый фильм Соррентино все-таки получился затянутым – особенно по части длительных тусовок с "фривольными эксгибиционистками", грешащих избыточностью и многолюдьем. Однако пропустить его не посоветуем: сходите в кино.

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости