2 ноября 2018, 10:37

"Золотая маска" без контроля Министерства культуры Р.Ф.

25-ая юбилейная российская "Золотая маска" в Москве совпадает c Годом театра в стране в 2019-ом году.

"Золотая маска" без контроля Министерства культуры Р.Ф.

 Национальная премия включает в себя все виды театрального искусства: оперу, балет, мюзикл, драму, куклы и экспериментальные опыты.  

 Несмотря на то, что театральный язык стремительно меняется и вербальный театр начинает уступать визуальному, где главным становится художник, а в опере на первый план выходит режиссер с постановочными кунштюками, подчиняя себе дирижера, что не всегда нравится солистам, да и классический балет часто отдает первенство пластическим дивертисментам, театральная культура по-прежнему оставляет за собой право оставаться самой массовой. Поскольку театр имеет дело с живым человеком, напрямую общающимся со зрительным залом.

 Так как "Золотая маска" присвоила себе бренд общероссийской, то члены экспертных советов обязаны выезжать в те города, где театры подали заявки на участие в фестивале, предварительно отослав  видеоматериалы своих спектаклей на премию "Золотой маски".

 Побывав на пресс-конференции, посвященной предстоящей юбилейной "Маске" в 2019-ом году с февраля по апрель месяц, я убедилась, что отбор номинантов представляет из себя колесо фортуны, ибо экспертный совет состоит из критиков с разными художественными вкусами и добиться желаемого консенсуса весьма трудно, поэтому все решает большинство голосов. Другого выхода нет.

 Тем не менее, объять необъятное невозможно, поэтому театры, впервые подавшие заявку, часто проигрывают, к ним даже могут не доехать эксперты, благосклонно прореагировавшие на присланные видеоматериалы. Поэтому председатель музыкального экспертного совета Юлия Бедерова (в частной беседе со мной) высказала разумное, на ее взгляд, предложение. А именно: театры, не попавшие в номинанты, должны не опускать руки и продолжать каждый год "бомбить" экспертов новыми проектами. Сколько лет это может длиться, - неизвестно. По крайней мере питерский Молодежный театр на Фонтанке устал в течение долгого времени подавать заявки на участие в "Золотой маске", а потом бросил. Может быть, все дело не в том формате, который нужен национальной премии?..

 Ведь куда, как проще единогласно проголосовать за спектакли, уже давно зарекомендовавших себя режиссеров, таких, как: Андрей Могучий (именно с гастролей его БДТ имени Товстоногова начнется в январе фестиваль), Сергей Женовач, Константин Богомолов, Юрий Бутусов и даже Кирилл Серебренников, продолжающий по решению суда отбывать домашний арест.

 Может быть, поэтому, чтобы не впадать в бесконечные споры с Союзом театральных деятелей России, главным инициатором и организатором "Золотой маски", Министерство культуры отказалось от своих делегатов в экспертных советах, но пока самое культурное ведомство продолжает по старой схеме спонсировать общероссийский фестиваль, не всем доступный. В тоже время глава экспертного совета по драме Александр Вислов с гордостью заявил, что в этом году провинциальных коллективов на фестивале будем больше, чем столичных,  благодаря художественным достижениям молодых режиссеров. Так мало кому известный Дмитрий Егоров покажет в Москве два своих спектакля из Омска и Красноярска, а Сергей Потапов, уже заявивший о себе в "Балтийском доме", покажет "Мой друг Гамлет" родного театра в Якутске. Думаю, поднявшаяся волна молодой режиссеры произошла не спонтанно, она готовилась в лабораторных поисках и нахождении рационального зерна: во имя и зачем?!

Автор статьи: Любовь Лебедина.     

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости