23 ноября 2018, 08:20

Международный благотворительный фонд Станиславского объединяет театральных деятелей России и Европы.

  Имя великого реформатора русского театра Константина Сергеевича Станиславского известно во всем мире, ибо по его Системе актерского мастерства обучаются артисты и в Евразии, и Америке. Поэтому лауреаты этой премии, а их, начиная с 1994 года насчитается 180 деятелей, (учрежденной с подачи Олега Ефремова и Александра Свободина), носят почетный значок с изображением мхатовской Чайки с гордостью. 

 

Международный благотворительный фонд Станиславского объединяет театральных деятелей России и Европы.

  Благодаря организаторским способностям нынешнего президента Зейнаб Сеид-Заде и помощи столичного  Департамента по культуре фонд Станиславского продолжает жить и радовать своей премией международную театральную общественность. Не потому ли с каждым с годом зарубежных служителей Мельпомены становится здесь все больше и больше и никакие санкции против России не могут помешать их приезду в Москву.

  Вот и на этот раз пальма первенства в отношении заграничных лауреатов была отдана англичанам: актерам Джуди Лоу и Энтони Шеро, а также режиссеру, много ставившему в Москве Деклану Доннеллану. Именно вокруг него, видимо по причине русского гостеприимства, в фойе отеля "Балчуг Кемпински" толпился актерский люд, в то время как Марк Захаров одиноко сидел в кресле, и кроме расторопных телевизионщиков к нему редко кто подходил. То ли стеснялись, то ли нечего было сказать или спросить у 85-летнего   мэтра русской режиссуры, которому во время церемонии, задержавшейся на час, вручили премию с громким названием: "Достояние российского театра".

  При этом надо заметить, - премию "За выдающиеся достижения в актерском искусстве" вручили Лии Ахеджаковой, по-видимому, руководствуясь тем, что недавно отмечали ее 80-летие и у нее это первая высокая награда от своих коллег. Поэтому она смогла покритиковать Министерство культуры, не защитившее на судебном процессе худрука Гоголь-центра Кирилла Серебренникова.

 Кроме того, отличительной чертой каждого выдающего артиста является то, с каким достоинством он держится, не заискивая перед публикой и не притворяясь. Видимо из-за этого известный режиссер Адольф Шапиро так волновался, вручая премию "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства" независимой Алле Демидовой.

 Вполне закономерно, что авторитетное жюри не могло обойти худрука Мариинки Валерия Гергиева, полпреда русского музыкального искусства за рубежом. А также главного режиссера оперной труппы музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александра Тителя.

  Всем известно, что ХХ век и ХХ1 век считаются режиссерскими, и здесь соревнование между постановщиками зарубежными и российскими достигает высшей точки кипения, образуя особую ауру первооткрывателей. В связи с этим не хочется сравнивать выразительные средства постановок  руководителя Татарского академического театра имени Камала Фарида Бикчантаева и голландского режиссера Иво ван Хове, так сильно поразившего зрителей спектаклем "То, что проходит мимо" на фестивале "Балтийский Дом". Несомненно, одно – оба они достойны премии Станиславского "За выдающиеся достижения в режиссерском искусстве". Сегодня искусный художник в театре так же играет первую скрипку. Ну, а как трудно бывает женщине, это хорошо знает Татьяна Сельвинская, написавшая 3 тысячи картин и недавно отметившая знаменательную дату в своей жизни – 91 год.  

  Воспитать молодого артиста и превратить его в мастера – дело очень трудное, затратное, порой неблагодарное. Именно поэтому фонд Станиславского такое большое внимание уделяет педагогике, ибо настоящим педагогом тоже надо родиться. В Петербурге - Мастерской Григория Козлова, благодаря его педагогическому дару уже выросло два, а то и три поколения талантливых артистов. Марина Брусникина тоже воспитывает начинающих лицедеев на материале литературных произведений, а Наталья Петрова 45 лет преподает в высшем театральном училище имени Щепкина, будучи ученицей Марии Осиповны Кнебель. И как сказал худрук театра "Около дома Станиславского" Юрий Погребничко при награждении Марины Брусникиной: "Педагогика характерна наложением рук".           Народная артистка СССР Людмила Чурсина, вручая премию Евгению Ибрагимову в номинации "Перспектива", усмехнувшись заметила: "Не страшись темноты в комнате, страшись темноты в душе". Может быть, поэтому, она не завидует отмеченным жюри лауреатам, хотя, как никто другой достойна этой премии…

  Сегодня очень многое зависит от организаторов театрального дела. И тут первое место среди столичных директоров занимает Кирилл Крок, правая рука Римаса Туминаса в Вахтанговском театре. Пройдя длинный путь от простого администратора до руководителя сложнейшего театрального механизма, он прекрасно понимает, что театр начинается не только с вешалки, но в первую очередь с его эстетики и продуманного творческого кредо.  Ну, а почетный значок премии Станиславского с изображением Чайки будет отлично смотреться на его, как всегда, отутюженном пиджаке.

  Режиссер торжественной коронации лауреатов международной благотворительной  премии Альберт Рудницкий, задумавший материализовать дух великого Станиславского в виде тени на белом экране и голоса свыше вопреки официальной риторики, по-моему, не учел главного – задуманные импровизации требуют длительных репетиций. Ну, а поскольку времени было мало, то понадеялся на обаяние ведущих Юлии Пересильд и Андрея Бурковского. Увы, этого оказалось мало, порой они терялись, просили помощи у актера Валерия Баринова, чувствующего себя абсолютно свободным в атмосфере предсказуемых сюрпризов. Ему не надо было с фонариком в руке  искать "зерно роли", подобно ведущим, поскольку отлично знает "Работу актера над собой" К.С. Станиславского и как ею пользоваться на практике.

Любовь Лебедина.

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости