24 ноября 2018, 11:56

Женщина, создающая королей

В российский прокат вышел фильм режиссера Бьерна Рунге "Жена" (прокатчик – кинокомпания "ПроВзгляд"), в котором главные роли сыграли Гленн Клоуз и Джонатан Прайс.

Женщина, создающая королей

Этой картиной, поставленной по одноименному роману Мэг Уолитцер, открывался МКФ в Торонто в 2017 году, кроме того, фильм стал участником многих международных кинофестивалей, на которых ему неизменно сопутствовал успех. Теперь же кинокритики прочат картине несколько номинаций на "Оскар", в том числе – звание лучших актрисе и актеру и даже приз победителя. Кстати сказать, Гленн Клоуз уже шесть раз была номинирована на главную американскую кинонаграду, и будем надеяться, что на нынешнем "сборе урожая" статуэток удача наконец-то не обойдет ее стороной.

…Однажды утром в доме писателя Джо Кастельмана (Джонатан Прайс) раздался звонок из Нобелевского комитета с сообщением о том, что он удостоен Нобелевской премии по литературе. Вряд ли для него это было полной неожиданностью, если учесть, что критики уже много лет не скупились на похвалы, всякий раз выражая свой восторг фразами типа "Вы бросили вызов всей беллетристике", "Вы величайший писатель XX века", "Вы гений словесности". Вместе с женой Джоан (Гленн Клоуз) и сыном (Макс Айронс) он летит в Стокгольм на церемонию вручения премий. Такова завязка фильма, действие которого представлено в двух планах – прошлого и настоящего супружеской пары, где первое предстает в виде флэшбеков, перемежающихся с эпизодами сегодняшней жизни главных персонажей.

Творческий путь нью-йоркского романиста начинался в конце пятидесятых, когда, будучи студентом колледжа Смит, он отправлял в различные издательства свои первые литературные опыты, теша себя надеждой быть опубликованным и получить известность. Однако амбициозным планам молодого писателя добиться внимания суждено было сбыться лишь тогда, когда за его первый роман "Грецкий орех" взялась Джоан, после прочтения рукописи откровенно ее раскритиковавшая: персонажи не живые, деревянные, диалоги напыщенные. И она берется исправить текст, а попросту его переписать. Так жена, сама не лишенная писательского таланта, становится тенью мужа, пожертвовав собственным призванием и своими книгами ради успеха бездарного сочинителя.

Не сказать, что в фильме муж представлен отъявленным мерзавцем, как, скажем, в картине "Большие глаза", где показана аналогичная история, связанная с супругами-художниками. (Также можно вспомнить и фильм Николя Бедоса "Он и она", где героиня признается, что романы мужа были настолько слабы, что ей приходилась переписывать их заново. Но там подобная ситуация решена в комедийном ключе.) И если по молодости будущий нобелевский лауреат завидует жене, бросая в ее сторону обидные слова о том, что ее книги никогда не будут напечатаны и никто их не прочтет (что и случилось), то с годами он проникся к ней уважением, признав не только то, что она действительно талантлива, но и то, что это ей он обязан своей славой и успехом.

Понятно, что рано или поздно все тайное становится явью. В этом и есть весь драматизм фильма, когда раскроется секрет успешного романиста. Иначе не за чем было бы придумывать эту историю. Накануне торжественной церемонии вручения Нобелевских премий нашелся вездесущий журналист, намеревавшийся написать биографию лауреата, раскрыв тайну его сыну, который, пораженный открывшейся правдой, гневно скажет отцу: "Это сплошной обман, настоящий гений в нашей семье – это мать. Ты использовал ее как литературного негра". И тогда лауреат, выступая с речью при вручении премии, вопреки наказу жены не упоминать ее имя, публично признает заслуги своей второй половины, сказав, что чествовать сегодня надо другого человека. "Ты моя муза, моя любовь, моя сущность", – благодарно обратится он к жене. Надо заметить, что во время торжественного обеда в честь лауреатов король спросит Джоан, кем она работает, и та ответит: "Я создаю королей". Этой фразой выражен весь смысл ее жизни – и никаких обид, никакого сожаления, никакого признания себя жертвой. Скорее это раскрепощение и обретение себя.

А кроме того, стоит обратить внимание на заключительный эпизод фильма, когда после смерти мужа (все-таки раскрытие тайны оказалось для него роковым) Джоан вместе с сыном, который тоже, как говорится, пописывает, летит в самолете из Стокгольма. Она перелистывает его рукопись, а на ее столике лежит чистый лист бумаги, где, надо думать, вот-вот появятся написанные ею слова. Так эта женщина приступит к созданию нового "короля", в чем и есть ее истинное призвание.

 

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости