5 декабря 2018, 11:54

"Правда дает мне свободу"

В Москве на 82-м году жизни в Бауманской больнице скончался писатель Андрей Георгиевич Битов – один из основателей русского постмодернизма, Русского ПЕН-центра, лауреат многих отечественных и зарубежных литературных премий, автор романов "Пущкинский дом", "Улетающий Монахов", "Уроки Армении", трилогии "Оглашенные", сборников стихов, сценариев фильмов, в том числе картины "В четверг и больше никогда", поставленной режиссером Анатолием Эфросом.

"Правда дает мне свободу"

  Но это только часть его обширного наследия, оставленного потомкам. Вместе с Резо Габриадзе он создал ряд скульптурных работ в жанре, который сам называл "минимонументализм", – скажем, памятники Чижику-пыжику на Фонтанке в Санкт-Петербурге и Зайцу в селе Михайловском Псковской области, который перебежал Пушкину дорогу и тем самым спас поэту жизнь, когда тот отправился принять участие в восстании декабристов, жестоко подавленном. Он также был одним из создателей знаменитого, до 1986 года запрещенного к изданию бесцензурного альманаха "Метрополь", где опубликовал несколько своих рассказов. И даже снялся в кино "Чужая белая и рябой", сыграв роль композитора.

  Андрей Битов родился в Ленинграде в 1937 году, во время блокады семья оказалась в эвакуации на Урале, затем в Ташкенте. Его первые литературные опыты, появившиеся уже в 1956-м, были связаны со стихами, потом он начал писать короткие подражательные абсурдистские рассказы в духе Виктора Голявкина. Однако вскоре оставил любые попытки быть похожим на кого бы то ни было, решительно сделав шаг в сторону "не как все" и до конца не свернул с этого пути. Он называл себя непрофессиональным литератором и экстремалом – и в литературе, и в жизни. "У меня не было шансов попасть в литературу, – говорил он в одном интервью, – я случайно в нее попал". Может, и "случайно", а стал одним из замечательных русских писателей, без страха берущегося за самые животрепещущие темы, исследуя человеческую природу.

  Если первые тексты Андрея Битова – "Большой шар", "Дачная местность" или "Аптекарский остров" – попали в руки читателя без проблем, то главное его произведение – роман "Пушкинский дом", писавшийся в 1964 – 1971 гг., – в СССР был впервые опубликован только во время перестройки – в 1987 году в журнале "Новый мир", спустя почти десять лет после того, как увидел свет в США. Этот роман вырос из рассказа под названием "Аут", созданного под впечатлением от суда над Иосифом Бродским, когда казалось, что эпоха "оттепели" уже заканчивается и вновь начинается время "закручивания гаек", будто бы передышки свободой и вовсе не было. Прихотливая композиция романа, присутствие нескольких временных слоев, позволяющих выстроить панораму трагических событий истории страны и ее культуры, описание отношений автора со своим рефлексирующим героем – вся эта сложная, непривычная проза не смутила читателей журнала, номера которого, где печатался "Пушкинский дом", буквально переходили из рук в руки счастливчиков, получивших возможность завладеть очередной книжкой издания хотя бы на одну ночь. И такое нетерпение овладевало читателями всякий раз, когда появлялась новая книга Битова.

  Всё, что Андрей Битов писал в последнее время, связано с именем Пушкина – это своеобразный разговор литераторов, соединенных общей любовью к жизни во всех её проявлениях. Последний его роман "Преподаватель симметрии" мог написать только человек, умудренный жизненным опытом, который дает не только пройденное количество лет и испытаний, но вечное духовное самосовершенствование, поиск смысла и правды. "Правда дает мне свободу", – говорил Андрей Битов. Пусть эта фраза останется  завещанием свободного человека и талантливого писателя Андрея Битова нам, которым повезло уже потому, что мы жили с ним в одно и то же время.

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости