18 декабря 2018, 17:08

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" В АПЕЛЬСИНАХ

Ежегодная, 31-я  церемония вручения призов Европейской киноакадемии (EFA),  состоялась  на прошлой неделе в испанской Севилье, где лето еще не закончилось. Столица Андалусии утопала в зелени и апельсинах, южную экзотику дополняло нежное журчание знаменитой реки Гвадалквивир, неоднократно воспетой русскими  поэтами и музыкантами.  Местные герои Кармен и Дон-Жуан украшали город,  навеки запечатленные в бронзе.  Статуя Кармен красуется у ворот той самой табачной фабрики, откуда, по Бизе, когда-то выбегали работницы, чтобы спеть: "Лишь раздастся звон с фабрики сигарной...". 

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" В АПЕЛЬСИНАХ

Андалусия - родина Лорки, Пикассо, Диего Веласкеса, Мануэля Де Фальи - хранит свои великие художественные традиции. В дни вручения главного европейского киноприза здесь проходила великолепная выставка  полотен Бартоломе Мурильо, главы "Севильской школы", собранных из музеев и частных коллекций городов мира.

Что касается апельсинов, которые, разумеется, нельзя было не попробовать, они оказались на вкус горько-кислыми и малосъедобными, хотя, как объяснили местные жители, после соответствующей переработки из них готовят чудесный мармелад и местные напитки.

В Севилье сохранилась традиция "променадов" - в определенное время суток движение на нескольких центральных улицах перекрывается, и жители самых разных возрастов начинают "прогуливаться" туда-сюда: на людей посмотреть и себя показать.

Приехавшие в яркую нарядную Севилью европейские академики  "с севера" принесли с собой немножко холода вместе со своими фильмами. Теплое "лето надежд и воспоминаний" было оставлено на долгом пути к высшим призам. "Лето" Серебренникова, так же, как и "Айка" Сергея Дворцевого и "Довлатов" Алексея Германа, представленные на призы EFA,  до высших ступеней пьедестала не дошли. Хотя "Лето" без приза все же не осталось. Его получил Андрей Понкратов, художник-постановщик этой замечательной, атмосферной картины, самого же Кирилла Серебренникова , как мученика властей, отметила Агнешка Холланд, возглавляющая руководство EFA, в своей тронной речи.  

Увы, "Лето" сильно не повлияло на потепление климата, особенно по отношению к России, которая неоднократно поминалась недобрым словом и даже жестом - неприличный звук издал в микрофон режиссер Армандо Ианнуччи, потрясая статуэткой, которую он получил за "лучшую европейскую комедию" - "Смерть Сталина": "Ух ты, а вы рисковые! Мой фильм запрещен в России, теперь будьте осторожнее на банкете, ничего не трогайте и не ешьте!".

Так что ничего удивительного, что самой лучшей и актуальной на сегодняшний день оказалась, по мнению евроакадемиков, картина поляка Павла Павликовского "Холодная война". Именно ей достались все главные призы - за лучшие фильм, режиссуру и сценарий. А также за лучшую женскую роль - Иоанне Кулиг, сыгравшей солистку фольклорного ансамбля. Ее навеки связала любовь с дирижером, которая сильнее этой самой послевоенной "холодной войны".

Конечно, фильм Павликовского сделан мастерски, а исполнение Иоанны Кулиг заслуживает всяческих похвал. Особенно на фоне не слишком яркого в этом году европейского киногода, хотя почти все картины, претендующие на "Еврооскар",  были уже замечены и отмечены на Каннском кинофестивале. Приз Европейской киноакадемии за лучшую мужскую роль достался удивительному, обаятельному Марчелло Фонте ("Догмен"), которого уже назвали в Канне лучшим европейским актером.

Почти все конкуренты Павликовского в борьбе за главный европейский приз  - "Девочка" бельгийца Лукаса Донта, "Догмен" итальянца Маттео Гарроне, "Счастливый Лазарь" итальянки Аличе Рорвахер и "На границе миров" швейцарца иранского происхождения Али Аббаси - были отмечены в Севилье теми или иными второстепенными наградами. "Девочке" критики дали приз как европейскому открытию, "На границе миров" отметили за спецэффекты, "Догмену" - (помимо приза Марчелло Фонте) дали награду за грим и костюмы. Несчастливым оказался лишь "Счастливый Лазарь", который не получил ничего.

Зал на церемонии вручения призов Европейской киноакадемии поднимался трижды. Зрители стоя приветствовали свою любимицу, выдающуюся испанскую актрису Кармен Мауру. Она была лауреаткой самой первой церемонии EFA, в 1988 году получив приз  за лучшую женскую роль в фильме Педро Альмодовара "Женщины на грани нервного срыва". С тех пор прошло тридцать лет, и сегодня, на 31-й церемонии Мауру чествовали уже как большого мастера, создавшего потрясающие женские образы в фильмах Альмодовара и других мировых корифеев.

Второй раз зрители стоя аплодировали выдающемуся английскому актеру и режиссеру Рейфу Файнсу, получившему награду за вклад в европейское киноискусство.

И третий раз - почтили память недавно ушедшего Бернардо Бертолуччи. Великого режиссера и одного из основателей Европейской киноакадемии.

Евгения Тирдатова, критик, член Европейской киноакадемии

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости