5 февраля 2019, 11:10

Вахтанговцы готовят рагу по-неаполитански.

Рецепт этого итальянского блюда можно прочитать в программке к спектаклю "Суббота, воскресенье, понедельник" по пьесе широко известного в России драматурга Эдуардо де Филиппо в постановке приглашенного итальянского режиссера Лука де Фуско, влюбленного в двух вахтанговских артистов: Ирину Купченко и Евгения Князева, и потому доверившего им главные роли. 

Вахтанговцы готовят рагу по-неаполитански.

 Итак, все были счастливы, но комедия, столь понятная на первый взгляд оказалась не такой уж простой. К тому же режиссер попросил действующих лиц не играть темпераментных  итальянцев, не комиковать, а попытаться вникнуть в запутанные лабиринты семейной космогонии, потому что дети вырастают и возникают конфликты, а жена перестает стирать рубашки мужа и тому становится обидно…  

 Так-то оно так, но русским итальянцам предстояло заразить своей энергией зрителей, сделать их соучастниками возникающих недоразумений и раздутых амбиций и, конечно же, предложить им задуматься: на какие пустяки тратится драгоценная жизнь… В этом и заключалась комичность "простеньких" семейных отношений под увеличительном стеклом снисходительного к человеческим слабостям Эдуардо де Филиппо.

 Вахтанговцам всегда было свойственно легкое дыхание, они мгновенно включаются в игровое пространство, точно знаю на какую "из педалей стоит нажимать". Тут же в первом акте создавалось ощущение, что колеса  виртуальных велосипедов крутятся впустую, ни на метр не продвигаясь вперед. То ли синьора Роза блистательной Ирины Купченко была слишком увлечена приготовлением рагу и ей было некогда обращать внимание в каком настроении пришел муж, (что тоже возможно), то ли раздраженный хозяин дома,  поглощенный мыслями о возможном банкротстве, так как магазин больше не приносит доходов, не знает на ком сорваться и для этого выбирает жену… И это тоже возможно, но хотелось бы иметь конкретный адрес.

 Понятно, что почва уходит из-под ног Пеппино в исполнении Евгения Князева. Внутреннюю растерянность он подменяет грозным рычанием, командным голосом, но вот беда, ему никто не подчиняется, ни взрослые дети, ни жена. Может быть, она уже любит другого… Ага! И тут под "горячую руку" попадает услужливый сосед Луиджи в острохарактерном исполнении Михаила Васькова, расхваливающий кулинарные способности Розы. Неспроста это, хотя ревновать к такому недотепе смешно, но разбушевавшееся     воображение итальянского "Отелло" безгранично, рисующее картины страшной измены полотен Джотто. Что так же выглядит смешно… Поэтому первый акт я бы назвала: "Нелепый муж и рагу по-неаполитански".

 Во втором акте, когда за празднично накрытым столом собирается вся семья, чтобы отведать национальное блюдо, ритуальный обед не объединяет, скорее  это давно установившаяся традиция, банальная до отвращения. Здесь каждый сам по себе. Сын Рокко (артист Леонид Бичевин) дружит не с отцом, а с моложавым, одетым по моде дедушкой, потому что респектабельный синьор Антонио Пископо в исполнении Рубена Симонова видит в нем достойного приемника. Сестра Пеппино Амалия (актриса Анна Дубровская) считает себя матерью Терезой и пичкает таблетками своего единственного сына Аттилио, превращая его в  беспомощного недотепу. На своего брата Раффаэле (артист Сергей Пинегин) Пеппино тоже не может положиться, поскольку тот постоянно витает в заоблачных высях высокого искусства, считая себя демиургом, являясь на самом деле уличным скоморохом.

 И только дочь Пеппино – красавица Джульянелла, оставшись наедине с расстроенным отцом, неожиданно для своего юного возраста, приводит его мысли в порядок, внушая простую истину – любовь без благодарности "изнашивается", как старый ботинок. Эта экспансивная девочка, которую замечательно играет Ася Князева, точнее проживает, все видит и все понимает. В итоге между отцом и дочерью возникает душевная близость. Подозрительная пелена спадает с глаз обиженного на весь мир изгоя, ему легче становится дышать, и он больше не чувствует себя одиноким. Это одна из лучших сцен в спектакле.

 Теперь Пеппино должен объясниться с женой, попросить у нее прощение и, в коне концов, понять, почему привычка к хорошему, принимаемого за должное, так оскорбительна для верной спутницы жизни, поскольку человеческое достоинство и на кухне достоинство.  

 Будучи очень чуткой актрисой, способной ощущать партнера в любом состоянии Ирина Купченко, слегка кокетничая и притворяясь больной, наслаждается раскаянием того, кто недавно был ее мучителем и эгоистом "до мозга костей". Конечно, он прощен, и не выдавая своего ликования, Роза вновь чувствует себя молодой, потому что ее ревнуют, а значит любят.

 Вот такие эскапады происходят с главными героями пока готовится рагу по- неаполитански, а зрители узнают рецепт взаимной благодарности и верности друг другу. Поэтому второму акту я бы дала название: "Глупая ревность и мудрое примирение".

Автор статьи: Любовь Лебедина.

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости