6 февраля 2019, 15:32

ЗВУК ТИШИНЫ В САНДЭНСЕ НЕ УСЛЫШАЛИ

В горнолыжном курорте Парк-сити, штат Юта, завершился главный американский кинофестиваль Сандэнс. Основанный в 1985 году легендой американского кинематографа Робертом Редфордом  как фестиваль американского независимого кино, он продолжает свое славное существование, когда-то открыв такие имена, как Квентин Тарантино, Стивен Содерберг, братья Коэн. 

ЗВУК ТИШИНЫ В САНДЭНСЕ НЕ УСЛЫШАЛИ

С тех пор, как на фестивале появился международный конкурс, в нем стали принимать участие и российские картины. Одним из первых участников был фильм "Змей" Алексея Мурадова. В 2008 году приз за лучшую режиссуру в международном конкурсе получила Анна Меликян за фильм "Русалка".

В этом году в Сандэнсе новый программный директор. Впервые руководителем программы на фестивале такого уровня является цветная женщина - Ким Ютани.

Русские фильмы в программу мирового кино не попали, однако "русский след" на фестивале есть. В программе "New Frontier" демонстрировался документальный фильм Виктора Коссаковского "Акварель". Памяти Антона Ельчина посвящена документальная лента "С любовью, Антоша".

Замечательную трагикомедию с участием нашего актера Максима Стоянова о русских эмигрантах, о свободе, о преданности семье и долгу, о чувстве локтя под названием "Дайте мне свободу!" представил Кирилл Михановский, уроженец Москвы, ныне живущий в США ("Сны о рыбе", "Дубровский").

Сандэнс, который стремится идти  в ногу со временем и даже опережать его, сообщает точную статистику для того, чтобы никто не усомнился в его политкорректности. Всего в фестивале участвует 241 фильм из 49 стран.

47 процентов поставлено женщинами, 41 процент - цветными, 17 процентов геями и лесбиянками.

Борцы за гендерное равенство и за права разнообразных меньшинств могут спать спокойно. В игровом конкурсе половина фильмов снята женщинами, 41процент цветными, 18 процентов - теми, кто идентифицируют себя как ЛГБТ+.

Несмотря вот уже на эти новые ограничения, программа была разнообразной, интересной, какой-то особой "женской руки" в режиссуре заметно не было, тематика

связанная с сексуальными меньшинствами тоже "в глаза не лезла" (видимо, уже отработана), но вот вопрос о том, есть ли еще в Америке белое население, время от времени возникал.

"Последний чернокожий из Сан-Франциско" - поэтичный рассказ о городе, о доме, в котором жили предки афроамериканца и к которому он безумно привязан. Джо Талбота получил приз за лучшую режиссуру.

Героиня "Помилования" Чинонье Чукву - немолодая чернокожая тюремная надзирательница, которая, достигнув пенсионного возраста, на пенсию не собирается, поскольку привыкла и по-своему любит свою работу. В ее обязанности входит следить за исполнением приговора и объяснять приговоренным все детали процедуры. Фильм стал главным призером фестиваля.

"Родной сын" Рашида Джонсона - о том, как молодой афроамериканец (Эштон Сандерс) устраивается на работу во влиятельную белую семью, что в корне меняет его жизнь. Экранизация бестселлера 40-х годов, действие которого перенесено в наши дни, это дебют в кино модного американского художника.

Картина "Прощание" Лулу Ванг - это довольно смешная и трогательная история о неизлечимо больной старушке, которой ее китайское семейство не хочет сообщать ее диагноз. С этим борется приехавшая из Америки внучка, которая не понимает, почему все должны скрывать правду.  

В "Люсе" Джулиуса Она речь идет об усыновленном белой парой подростке из Эритреи и о его конфликте с афроамериканской преподавательницей, в "Хала" Минхаля Бейга - о мусульманской девочке, подрастающей в Чикаго и не желающей идти замуж по указанию отца.

И лишь очень редко попадаются истории из жизни белых людей, у которых, видимо, не осталось больше в жизни никаких проблем. Правда, истории очень экзотические и вообще из непонятно каких времен. Как в фильме "Те, кто следует" (реж. Бриттани Поултон и Дэн Мэдисон Сэвэдж). Про христианскую общину и про ядовитых змей, с помощью которых достигается истина и идет проверка человеческого духа на прочность. Зрелище не для слабонервных.

Фильм, который произвел наибольшее впечатление в конкурсной программе, попал сюда, похоже, случайно.  Это "Звук тишины" Майкла Тибурски. Герой (Питер Сарсгаард) ходит по Нью-Йорку с тремя камертонами и записывает звуки. Складывает их в архив. Пишет научное исследование на эту тему. Его интересует проблема городских шумов в связи с проблемой человеческой коммуникации. К герою обращаются люди, когда их что-то беспокоит, он внимательно, как врач, "прослушивает" их жилище и находит звук, который не дает им обрести душевное равновесие. Одной из клиенток (Рашида Джонс) он никак не может помочь. Завязавшиеся между ними чувства - как тот самый звук, который ускользает... Но этот тихий, тонкий фильм, увы, прошел мимо внимания жюри.

Автор статьи: Евгения ТИРДАТОВА

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости