7 февраля 2019, 16:21

Буйство глаз и половодье чувств

 В столичном комплексе апартаментов "Art Residence", что на 3-ей улице Ямского поля, 9, открылась выставка работ художника Иннокентия Баранова. Любители современной живописи и поклонники автора могут посмотреть экспозицию бесплатно до конца февраля.

Буйство глаз и половодье чувств

  Выставка называется "История любви", хотя любовная тема представлена здесь дискретно, без какой-либо конкретики – она не акцентирована, но любая картина вполне отвечает ей, как универсальное отражение этого чувства, испытанного кем-либо к кому или чему угодно. В таких случаях принято говорить – "к жизни", а она, как известно, всеохватна и бесконечна. Недаром же поэт сказал: "И море, и Гомер – всё движется любовью…" Вот и Баранов, взявшись за кисть, в какой бы части света он ни находился и какой бы жанр ни предпочел, следует этой заповеди.

  Пожалуй, единственная работа, позволяющая взглянуть на любовь привычно-обыденным взглядом, это два портрета – мужской и женский, на котором персонажи, лицами обращенные друг к другу, кажется, выясняют отношения. Можно подумать, что это своеобразный диалог, не просто взволнованный, а даже нервно-напряженный, и ведется он на высоких тонах и с таким неистовством, что впору предположить, будто о примирении не может быть и речи. Но чудесным образом эта работа воспринимается совсем иначе – как трагический перелом в отношениях этих двоих, и страдание обоих настолько невыносимо, что это передается и готового сочувствовать им зрителю.

 Иннокентий Баранов – художник широкого, интенсивного, мощного мазка, он не жалеет красок, не скупится на цвет, не заботится о полутонах, даром что причисляет себя к неоэкспрессионистам. Он как бы переосмыслил опыт предшественников, используя их приемы "здесь и сейчас", не отгораживаясь от реальности призрачной мимолетностью и сиюминутностью. Воздух его пейзажей насыщен грозой, сумерки того же "Ультиматума" неотвратимо приближаются к бездонной черноте ночи, и почти физически ощущаешь, как на берегу стоящие в ряд лодки вот-вот поглотит надвигающаяся тьма. Розовый песок, синие горы, голубые облака, рыбаки, возвращающиеся домой с уловом, – таков его Ко Панган, расслабляющий избыточностью щедрого солнца, разлитого кругом тепла, вольготно раскинувшегося моря. Таковы азиатские пейзажи художника, природу которых хочется вкусить как ломоть какого-нибудь экзотического сочного фрукта.

 Столь же насыщены красками, "буйством глаз и половодьем чувств" и урбанистические полотна Баранова. Взять хотя бы "Маленькую девочку на рождественской ярмарке", где с точки зрения ребенка все выглядит так пестро и многообещающе, что можно затеряться среди этих многочисленных ярких, разноцветных киосков, с той же интенсивностью красок отражающихся в асфальте улицы, мокрой от только что прошедшего дождя. А улетающий в небо красный шарик – своеобразный символ детства, навсегда связывающий нас с вечностью и пространством.  Точно так же воспринимается стоящая спиной к зрителю героиня картины "Одна маленькая американская девочка в Хай Барнет", будто впервые попавшая в это место, отчужденное от остального мира глухим забором и мрачными, с огромной трубой постройками за ним.

  И все же можно предположить, что любимый жанр художника это натюрморт. Букет лиловой астильбы в сочетании крупным артишоком, грушей и плоскими персиками на темно-синем фоне заставляет вспомнить о "глубоком обмороке сирени", как и ослепительные "Пионы", от которых будто бы исходит аромат только что распустившихся бутонов. В "Осеннем обострении" соединились детские грезы в образе незамысловато расписанной деревянной лошадки из советского прошлого и библейское постоянство в древнейших плодах смоквы. В "Очень странном натюрморте" воплощена "жизнь с ее насущным хлебом": граненая бутыль с вином, желтый лимон, неказистая, простенькая ваза с надломленными перьями зеленого лука и проросший чеснок.

 Образ народа можно узнать на картине "По мотивам маминого сна о белой лошади", где трогательная компания из четырех человек изображена на исходе фантасмагорической дружеской пирушки, когда все выпито, но застолье "должно продолжаться". И тут в окне появляется веселая морда белой лошади, которую угостили с тарелки красными овощами. Похожий на гусара молодой человек наслаждается последней рюмкой, остальные персонажи смотрят на тебя ясными голубыми глазами… Как тут не вспомнить пассаж из поэмы "Москва – Петушки": "Зато у моего народа – какие глаза! Они постоянно навыкате, но – никакого напряжения в них…" Ну и так дальше.

 Доминирующие цвета на полотнах Баранова – синий, бирюзовый, фиолетовый, красный, бордовый, розовый. Уж точно не мог затеряться на выставке изображенный розовый бегемот с картины под названием "Любовь", где мучимое этим чувством, стоящее в воде животное кричит, похоже, о помощи, взывая к равнодушному небу и пролетающим на высоте птицам. Кстати сказать, эта картина самая что ни на есть свежая – написана она в январе этого года. Впрочем, надо заметить, что большинство полотен этой достаточно лаконичной экспозиции созданы художником в последние несколько лет. Так что зрителям, которые знают и любят творчество Иннокентия Баранова, стоит познакомиться с его новыми работами.

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости