8 февраля 2019, 17:35

Сергей Юрский – больше, чем актер и режиссер.

На 84-ом году ушел из жизни народный артист России Сергей Юрский. Сердце остановилось ранним утром 8-го февраля в его квартире и завести пламенный мотор великого мастера художественного слова врачам не удалось.

Сергей Юрский – больше, чем актер и режиссер.

 Тем, кто хорошо его знал, кто работал с ним невозможно представить, что больше не увидят мастера, не услышат меткие замечания на репетициях, не смогут узнать, что он думает по тому или иному вопросу, как отреагирует на современные режиссерские новации и грубые "разборки" с классикой. Потому что Юрский обладал энциклопедическими познаниями в мировой литературе, знал наизусть Пушкина, Лермонтова, Пастернака, Бунина и читал, читал их в разных аудиториях, помогая зрителям ощущать красоту волшебной поэзии, великий смысл гениального прозрения русских мыслителей. Поэтому нельзя сказать, что он бережно относился к ним, он жил с ними, сверяя свою жизнь с их космическим сочинительством и был удивительно требовательным к себе и своим коллегам, не вынося дурновкусия, пошлости, халтуры.

 Неоднократно бывая с Юрским на Пушкинском фестивале во Пскове, слушая его поэтические программы и беседуя за чашкой чая в гостинице, я бесконечно удивлялась феноменальной памяти этого артиста, умению распознать в каждой индивидуальности то зерно, которое может дать благодатные всходы человеческого достоинства. Я не раз пробовала записывать наши беседы, но как только показывала мэтру расшифрованные интервью, тут же получала по носу, и они летели в корзину.  

 Будучи ведущим артистом в  труппе БДТ Георгия Товстоногова, Юрский пробовал себя в режиссуре, но художественный "диктатор" не хотел замечать этого, конфликты нарастали, как снежный ком и коренной петербуржец вынужден был вместе со своей женой актрисой Наташей Теняковой уехать в Москву. Поначалу талантливой паре в шумной столице пришлось не сладко. Поэтому Юрский  принял предложение Иосифа Райхельгауза в Театре школы современной пьесы и начал ставить там спектакли, одновременно играя в них. Это были авторские спектакли, где литературный дар Юрского немедленно сказался, ибо драматургия оставалась его "неспетой песней". Театр имени Моссовета оценил великий талант Юрского и предложил ему малую сцену для осуществления уникальных проектов.

 Сергей Юрский всегда был человеком театра, а его кинороли в фильмах "Двенадцать стульев", "Место встречи изменить нельзя", "Любовь и голуби", это только малая часть большого пути великого лицедея, способного играть в любом жанре, в любых предлагаемых обстоятельствах, интересных ему. В каждой из ролей он выкладывался на все сто, сжигал себя без остатка, и потому сердце болело постоянно. Я видела, как он горстями пил таблетки, привезенные друзьями и им самим из-за границы. Ведь Юрский в совершенстве владел французским языком и даже выступал в парижских театрах. Об этом уникальном художнике и человеке можно говорить часами, так как подобного рода интеллигенты  встречаются редко. К сожалению, театральная нива скудеет на таланты, призванные служить Мельпомене бескорыстно, а судьба забирает лучших из лучших альтруистов, таких, как Сергей Юрский, без которого будет холодно не только в театре имени Моссовета, но и вообще в жизни.

Автор статьи: Любовь Лебедина.       

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости