15 февраля 2019, 11:58

Научный эксперимент или игра воображения.

Российский академический молодежный театр предпочитает ходить нехожеными тропами, выбирая для постановки не просто оригинальные произведения, а пьесы- события, требующие от артистов абсолютного погружения в материал, а от публики сосредоточенного внимания и интеллекта. Я имею в виду репертуар, предназначенный для категории зрителей старше 15 лет.  

Научный эксперимент или игра воображения.

 Таким событием в театральной жизни Москвы стал спектакль "Проблема" по пьесе английского драматурга Тома Стоппорда. Это не первое сочинение современного классика, увидевшее свет рампы молодежного театра. Можно сказать, худрук театра Алексей Бородин прикипел к его художественному вымыслу, увидев в нем то реальное, что сегодня особенно важно, что составляет смысл жизни и самого человека.  Ну, а что еще может быть важнее, чем не работа нашего мозга, откуда берется сознание и как тот же мозг руководит самосознанием, рождает метафоры, ведь мышление невозможно сканировать.

 Быть может, кто-то скажет – искусство этим не занимается, его удел эмоции, чувства, но разве не интересно разобраться насколько сознание связано с чувствами, способен ли искусственный интеллект радоваться, выигрывая партию в шахматы, как человек.

 Действие происходит в лабораториях института мозга, где собрались молодые ученые для изучения психологии человека,  а также можно ли науку увязать с нравственностью, чувствами.

 Этот спектакль я бы не назвала игровым в привычном понимании, хотя, конечно, актеры изображают своих героев, но они обязаны мыслить на сцене, а не просто произносить с выражением хорошо заученный текст. Главная интрига заключается в неразгаданной тайне работы мозга, способности выведенного клона повторить психологическую матрицу предшественника.  В стерильном пространстве (сценография Станислава Бенедиктова), чем-то напоминающем хирургический кабинет с черным пластмассовым полом, по которому бесшумно на колесиках движутся низкие столики и тахта, а куполообразная прозрачная крыша отражает высоко плывущие безразличные облаками, ничто не намекает на уютную обстановку Здесь люди в белых халатах заняты одним: вычислением генома человека, составлением графиков эгоистов и альтруистов, зарождением искусственного интеллекта, возможного в скором будущем уравняться с человеческим и, может быть, победить его.

 Поэтому первая сцена постельной близости профессора математики Спайка в исполнении Петра Красилова и его бывшей студентки Хилари в исполнении Ирины Таранник не является ключевой, она не повлияет на их будущее.  Теперь каждый из них занимается своими научными изысканиями, та же Хилари - философией, призывая на помощь высший разум и веру, а законченный эгоист Спайк не собирается что-то менять в своей судьбе. Так сказать, случай спустя годы свел из вместе, и любовью это не назовешь. Так – небольшое приключение…

 Вообще-то о любви в этом интеллектуальном спектакле не может быть и речи, ее заменяет страсть к научным открытием, радость удачи и горечь поражений. Только в биографии Хилари есть одна тайна, которую она скрывает от всех и мучает ее. Это дочь, рожденная в 15 лет и удочеренная другими людьми. И опять Его Величество Случай сводит преуспевающую ученую с любознательной дочерью. Ее названным отцом становится директор института Джерри. Прекрасно сыгранным Ильей Исаевым, который раскрывает секрет Хилари, но о родной матери девочка так ничего и не узнает. И тут режиссер Алексей Бородин не допускает никаких мелодраматических нот, скупо обозначая эпизодические страдания одинокой Хилари.  Из чего можно сделать вывод - не эгоизм ли это главной героини, пожертвовавшей дочерью ради научной диссертации, или здесь тоже победил разумный расчет?..

 Вопросы, вопросы постоянно возникают в процессе почти двухчасового действия, погружая зрителей, сидящих на сцене, в интеллектуальный детектив, заставляя их подумать, а где же здесь место душе и есть ли она у человека…

Автор статьи:  Любовь Лебедина.        



Темы: Культура
Все новости Последние новости