18 февраля 2019, 14:38

БЕРЛИНАЛЕ МЕНЯЕТ КОМАНДУ

Объявлены победители 69-го Берлинского международного кинофестиваля - первого из "большой тройки" (Берлин-Канн-Венеция).

БЕРЛИНАЛЕ МЕНЯЕТ КОМАНДУ

Почти до конца фестиваля оставался открытым вопрос, кого награждать? Были, конечно, в фильмах конкурсной программы яркие актерские работы, интересное изобразительное решение, но кандидата на главный приз назвать было довольно трудно - в вялом и не слишком интересном конкурсе его просто не было.

И вот уже под самый финал появились, наконец, два фильма, которые подняли планку конкурса до уровня, соответствующего статусу одного из главных европейских кинофестивалей.

Первый - израильский фильм Надава Лапида "Синонимы", озадачивший своей непохожестью ни на что, яростный, протестный, неровный, нервный, временами плакатный. Это история молодого израильтянина Йоава  (Том Мерсье), "ушибленного" в своей стране армией, войной, нестабильностью. Он ищет ответа на мучающие его вопросы во Франции, с ее прочной, как ему казалось, демократией, с ее уверенностью в себе, отказывается говорить на иврите, учит французские синонимы, но оказывается чужим в зимнем, холодном Париже.  Франция - это тоже не тот рай, о котором он мечтал, о котором рассказывают на курсах по натурализации эмигрантов. "Синонимы" - это и отторжение от сегодняшнего Израиля, и любовь к нему, и боль за его будущее.

Фильм Надава Лапида "Синонимы" международное жюри во главе с актрисой Жюльетт Бинош признало лучшим и вручило ему главный приз - Золотого берлинского медведя. Лучшим этот фильм был признан и жюри международной критики - ФИПРЕССИ.

Последним в конкурсе был показан фильм известного китайского режиссера Ван Сяошуая "Прощай, мой сын". Это трехчасовая семейная сага, временами сериального характера, с повторами, многократными объяснениями поворотов сюжета для непонятливых (тем не менее, оставляющая некоторые вопросы по этому поводу), очень качественная, добротная, в меру критическая. В свое время Ван Сяошуай попал в список неугодных властям режиссеров, работал под псевдонимом, был в простое и постоянно находился под строгим наблюдением, поэтому стал, видимо, более осторожным.  Так что китайская цензура этот фильм пропустила (в отличие от фильма Чжана Имоу "Одна секунда", хотя в качестве официальной версии снятия фильма Имоу из Берлинского конкурса называется его техническая неготовность).

Фильм "Прощай, мой сын" явно претендовал на главный или один из главных призов, но, видимо, показался жюри не таким острым и более академичным, чем фильм Лапида. В результате он получил оба актерских приза. Приз за лучшую женскую роль достался исполнительнице главной роли Юн Мэй, приз за лучшую мужскую роль - исполнителю главной мужской роли Ван Цзинчуню. Они сыграли супружескую пару, которая всю жизнь не может пережить утрату единственного сына. Завести же еще одного сына или дочь из-за запрета властей на второго ребенка они так и не смогли.

Второй по значению приз Берлинале - Гран-при жюри - вполне ожидаемо достался Франсуа Озону (все-таки председателем жюри была француженка) за неплохую, но довольно болтливую картину "Милостью Божьей". Странность ситуации, связанной с этим фильмом, заключается в том, что он основан на реальной истории о том, как несколько взрослых мужчин подали в Лионе в суд на священника-педофила, который развращал их и многих других детей в их далеком детстве. И хотя виновность 70-летнего священника совершенно очевидна, и он сам ее публично признал, процесс все же еще не закончен, а выход этого фильма в  какой-то степени нарушает "презумпцию невиновности".

"Серебряного медведя" за выдающийся творческий вклад вручили оператору фильма "Время воровать лошадей" Расмусу Видебеку (и это была единственная сильная сторона этого очень слабого фильма норвежца Ханса Петтера Муланда).

Приз за лучшую режиссуру достался немке Ангеле Шанелек, представительнице "берлинской школы", за фильм "Я был дома, но...".

Приз за лучший сценарий -  итальянцу Роберто Савиано ("Пираньи Неаполя" Клаудио Джованнези).

Многолетнего директора фестиваля Дитера Косслика на закрытии проводили стоячей овацией. Это его последний фестиваль, юбилейный, 70-й Берлинский кинофестиваль, будет делать другая команда во главе с итальянцем Карло Шатрианом и голландкой Мариетте Риссенбек.

Автор статьи: Евгения ТИРДАТОВА

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости