20 февраля 2019, 14:14

Драмы и трагедии, не видимые глазу

  21 февраля в 23.05 на "ТВ-Центре" выйдет в эфир документальный проект "Горькие ягоды" советской эстрады", героями которого стали отечественные исполнители недавнего прошлого, пережившие немало драм и трагедий, да и просто скандалов и интриг, не видимых и не ведомых зрителю.

Драмы и трагедии, не видимые глазу

 Советская эстрада в сравнении с нынешним шоу-бизнесом кажется верхом вкуса и нравственности. Но мы видели лишь ту часть её жизни, которая была представлена на сцене во время концертов. То, что происходило за кулисами, было тайной за семью печатями.

 Надо сказать, что противостояние двух столиц – Москвы и тогдашнего Ленинграда – началось намного раньше футбольных баталий между московским "Спартаком" и питерским "Зенитом". Скажем, знаменитую песню "Стоят девчонки", написанную в 1966 году и сих пор востребованную у современных артистов, первой исполнила ленинградская певица Мария Пахоменко. Эффектная внешность, узнаваемый голос и безупречный вкус сделали певицу звездой номер один в СССР. Пахоменко выпустила рекордное количество пластинок – больше двух с половиной миллионов. Стоит ли говорить о том, что жизнь певицы и её мужа – композитора Александра Колкера складывалась так, что об этом можно было только мечтать.

 В 1971 году в министерстве культуры СССР подыскивали артиста для участия в конкурсе "Золотой Орфей", который проводился в Болгарии. Вспомнив все заслуги Пахоменко, Ленинград выставил её кандидатуру. Но у Москвы были свои амбиции и свой список кандидатов. Певице позвонили из столицы и открытым текстом попросили добровольно отказаться от участия в конкурсе. Она не согласилась, а потому выбор пришлось делать лично министру культуры Фурцевой, которая предпочла послать на "Золотой Орфей" именно Пахоменко. Мало кто в московских министерских кабинетах желал этой артистке победы, но она вернулась с главным призом конкурса.

 В газете "Советская культура" победительнице посвятили всего лишь один бесстрастный абзац. А вместо заслуженных почестей просто перестали приглашать её в Москву вообще и на телевидение в частности. Однако отказавшись от Пахоменко, Москва не собиралась пожертвовать и её образом. Так на советской сцене появилась Валентина Толкунова. Та же причёска, такие же бусы – практически тот же образ. Но у Толкуновой было одно преимущество перед Пахоменко: в её репертуаре нашлось место не только лирическим, но и патриотическим песням – а лучший пропуск на советский голубой экран.  

 С середины 70-х Мария Пахоменко всё реже стала появляться на экранах центрального телевидения. Да и ставить в один телевизионный концерт Толкунову и Пахоменко с точки зрения редакторов было нерационально. Для Толкуновой стали работать самые лучшие и известные композиторы страны. Может быть, золотой век Марии Пахоменко был бы куда длинней, умей она постоять за свои творческие амбиции. Однако артистка не отличалась бойцовским характером, просить не умела, с полезными людьми не дружила… Как закатилась её звезда, смирилась ли она со своей судьбой, ради чего в последние годы жизни её дочь прятала Марию от отца, можно узнать из фильма.

 Конфликты на эстраде происходили и у "народниц", главными из которых были величавая Людмила Зыкина, сурово-сдержанная Ольга Воронец и молодая озорница Александра Стрельченко. Благодаря огромной территории СССР и грамотно поставленной координации выступлений, зрителей и мест хватало для всех, чтобы не сталкивать на одной площадке. Другое дело – сборные концерты, особенно если они устраивались для партноменклатуры и транслировались по телевидению. Показателем самого высокого статуса для эстрадного исполнителя считалось открывать или закрывать концерт. Статус Людмилы Зыкиной был столь высок, что в любом концерте за ней было закреплено негласное право закрывать представление

 В 2015 году Александра Стрельченко перенесла инсульт, вследствие которого певица почти не выходила из дома. Своих детей у нее не было, но ученики артистки не только продолжали дело своего педагога, но и помогали ей справиться с недугом… О том, кому перешли дорогу любимая миллионами певица Александра Стрельченко и её муж-продюсер, кто довёл Галину Ненашеву до нервного срыва и почему одним достались, как пелось в известной песне, только "горьки ягоды", а других судьба баловала сладкой жизнью десятилетиями, тоже рассказывается в фильме.

 Вряд ли кто-то станет спорить, что вдоволь "сладкой ягоды" вкусила, например, Эдита Пьеха. На профессиональную сцену она впервые вышла в 1955 году, и её карьера – официально самая продолжительная в нашем шоу-бизнесе. В 2017-м она пела на своём восьмидесятилетнем юбилее, так что в профессии Эдита Станиславовна шестьдесят два года. В неё влюблялись самые известные люди страны, но за долгую жизнь знаменитая артистка в своих рассказах наловчилась опускать имена и фамилии. За длительный период песенного творчества она правильно поняла, что время всё расставит по своим местам и всех по справедливости рассудит. Она уверена, что никогда нельзя сдаваться – только в этом залог долгой, успешной карьеры.

 

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости