22 февраля 2019, 15:19

Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать

Стараниями кинопрокатной компании "ПРОвзгляд" 28 февраля на экраны российских кинотеатров выходит фильм аргентино-испанского производства "Шедевр" режиссера Гастона Дюпра. В 2018 году картина участвовала во внеконкурсной программе МКФ в Венеции – и вполне успешно, получив теплый прием фестивальной публики и похвальные отклики критиков.

Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать

 Кто мог бы подумать, что фраза из пушкинского "Разговора книготорговца с поэтом", вынесенная в заголовок этого текста, станет в наше время актуальной как никогда. И весьма применимой к фильму, рассказывающему о судьбе живописца, долгое время не сумевшего продать свои работы, заслужить почтение публики и влачившего жалкое существование, но благодаря беспроигрышному плану, придуманному его другом, переменившего к лучшему всю свою жизнь.

 На протяжении многих лет арт-дилер и галерист Артуро Сильва (Гильермо Франселья) пытался продать картины художника Ренцо Нерви (Луис Брандони), однако покупатели скептически воспринимали творчество постаревшего живописца, когда-то стоявшего в авангарде модных веяний. По их мнению, художник, оставшийся в ХХ веке, не способен заинтересовать и взволновать зрителей века нынешнего.

 Возможно, всё могло бы и получиться, не будь у него столь несносный характер, из-за которого любая, едва замаячившая на горизонте сделка, способная изменить незавидной положение нашего героя, как правило, была обречена на провал. Да он и не дорожит мнением этих "уродов", жаждущих дешевых сенсаций и признающих искусством вроде выставленных в галерее рваных башмаков или натурального унитаза. Чем не тема отношений творца и толпы!

 Его изобретательные чудачества не знают границ. Однажды к нему приезжает из Мадрида молодой человек Алекс (Рауль Аревало), желающий у него учиться: "Вы – последний настоящий художник, – не без пафоса говорит он. – Вы – живая легенда". И первое задание, которое получает от "живой легенды", это очистить от вещей его захламленную мастерскую, а потом всё принести и поставить обратно. Справившись с заданием, Алекс получает от ворот поворот: "Ты не станешь художником, ты работаешь слишком скромно", – бесцеремонно заявляет ему Ренцо, выпроваживая за дверь неудавшегося ученика. В дальнейшем Алекс становится волонтером общественной организации, помогающей бездомным. Когда бельгийский король и королева хотят заказать Ренцо пейзаж, который когда-то уже был им написан, он нелюбезно заявляет: "Я не работаю на заказ и я не люблю королей". Правда, один раз он, поддавшись на уговоры богатого человека из Буэнос-Айреса, пытается написать картину, но на торжественном ее открытии делает "последний штришок" – поверх изображения рисует огромный пенис, а сверху делает надпись "Larsen" – это фамилия заказчика. Когда хозяин дома отказывает ему в аренде, Ренцо живет на улице вместе со своими многочисленными кошками и собаками. В ресторане он заказывает любимую граппу, отказываясь платить: "Этот ужин – плата за мой вклад обществу, который я, как художник, сделал за пятьдесят лет", – заявляет он.

 Новый этап жизни Ренцо Нерви и его друга Артуро Сильвы начинается после того, как художника сбивает грузовик и он попадает в больницу, где погружается в депрессию. И тогда Артуро придумывает остроумную аферу, смысл которой – инсценировать смерть Ренцо, чтобы его картины выросли в цене. (Вспоминается Высоцкий: "Не скажу о живых, а покойников мы бережем".) Всё замечательно удалось: посмертная выставка, оглашение завещания усопшего, похороны, торжественные речи. В своем выступлении Артуро справедливо произносит о своем друге: "Он всегда был честен перед собой, никогда не поддавался влиянию рынка". И это сущая правда.

 После "смерти" художника цены на его картины подскакивают до невероятных высот, к "покойному" возвращаются популярность и слава. Его полотна приобретают арабские шейхи, богатые европейцы, вездесущие японцы. Сам же он удаляется далеко в горы, где живет отшельником, не переставая писать картины и пополнять ими галерею своего друга. "Рабство никогда не заканчивается, оно называется – работа", – делает он печальный вывод из своего жизненного опыта.

 Но всякое тайное становится явным. Стараниями несостоявшегося и бескомпромиссного ученика, однажды нарушившего уединение отшельника и отказавшегося взять деньги за молчание, афера становится всем известной. Друзья получают условный срок. Но многие посчитали, что их поступок был актом искусства.

 В завершающем и весьма оптимистическом эпизоде фильма мы видим их сидящими на природе у тех самых горы, которые когда-то вдохновили художника на главную его картину – умопомрачительный по красоте пейзаж. "О чем ты думаешь? – спрашивает его Артуро. – "О смерти". – "И что?" – "Я против нее". Но стоит ли говорить, что бессмертие ему и так обеспечено.

 Надо сказать, что съемки "Шедевра" велись в Буэнос-Айресе и Хухуе – провинции, известной своими впечатляющими горными пейзажами. Кроме того, в фильме использованы реальные полотна кисти прославленного аргентинского художника-экспрессиониста Карлоса Герриарены. Ну а в главном герое режиссер передал образ независимого, свободного мастера, никогда себя не предававшего и не поступавшего своими принципами.

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости