28 февраля 2019, 20:50

Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех

 В пятницу, 1 марта, на канале "ТВ Центр" в 08.00 в эфир выходит документальный проект "Леонид Филатов. Высший пилотаж".

Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех

 Зрители впервые увидели Леонида Филатова в главной роли, когда ему уже исполнилось тридцать два года – для актёра это поздновато. Хотя с его-то внешностью, казалось бы, ему прямая дорога в кино. Но у кинематографического начальства было другое мнение: совсем не похож на примерных советских парней. Да и сам Филатов всегда сомневался насчет собственной "киногеничности". "Лёнечка казался себе длинноносым, некрасивым типажом", – вспоминает коллега актера по театру на Таганке Вениамин Смехов.

 Только с фильмом-катастрофой "Экипаж" Александра Митты, собравшим 70-миллионную зрительскую аудиторию, Филатов по-настоящему набрал высоту и добился признания. И уже с 1981-го по 1983 год он снялся в двенадцати картинах и доказал, что ему подвластна любая роль. Но даже став после "Экипажа" кумиром, Леонид Филатов с иронией относился к титулу секс-символа, который ему присвоили зрители: "Худой, злой, больной – какова страна, таков и секс-символ..." Знала бы публика, как нервничал обожаемый ею актёр на съемках постельной сцены, в отличие от его партнерши по "Экипажу" Александры Яковлевой. Он согласился раздеться только до пояса.

 По ту сторону экрана в жизни Филатова была одна-единственная женщина – Нина Шацкая, актриса театра на Таганке, где она слыла красавицей номер один. Недаром в знаменитом спектакле "Мастер и Маргарита" именно ей досталась главная женская роль. Долгий "служебный" роман двух звезд Таганки закончился в сентябре 1982-го, когда они перестали скрывать свои чувства и свои отношения. Шацкая и Филатов прожили вместе двадцать один год – в любви и согласии. Нечасто встретишь такую семейную идиллию, особенно в артистической среде.

 Со стороны казалось, что Леониду Филатову все давалось легко и непринужденно. На одном дыхании играл в театре и кино, писал стихи и эпиграммы на коллег-артистов, сочинял свой знаменитый "Сказ про Федота-стрельца удалого молодца". Пробовал свои силы и на эстраде – по просьбе Леонида Утесова написал несколько песен для его оркестра. Но за этой легкостью стояла изнурительная, изматывающая работа – до предела, до самосожжения. Как сказал поэт, "цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех". И в этом был высший пилотаж Леонида Филатова. Его партнерша по фильму "Из жизни начальника уголовного розыска" Елена Проклова в документальном фильме так говорит о Леониде Филатове: "Он всегда во время актерской работы находится в поиске... Сам не знал, что будет в следующее мгновение, искал – ежесекундно. Такой человек был – сомневающийся".

 В кадре Филатов мог быть и героем-любовником, и законченным убийцей, и ученым из НИИ, и карточным шулером. Образы его получались объемными, состояли из множества красок – то резкий, то деликатный, то взрывной. Режиссер Карен Шахназаров, в картине которого "Город Зеро" главную роль сыграл Леонид Филатов, говорит о нём: "Была у него потрясающая работа – фильм "Грачи" о ростовской банде, он играл главаря этой банды. Одна из первых, где бандиты – живые люди".

 "Я живу быстро, – признавался Леонид Филатов. Мучительно переживаю, когда впустую тратятся минуты, годы, жизнь. Лишь бы хватило времени. И здоровье не подвело бы…" Ему бы отдохнуть, подлечиться, но Филатов торопился жить – несмотря на перенесенный инсульт, сразу взялся за новый сценарий по собственной книге – "Любовные похождения Толика Парамонова" – так называлась его вторая после драмы "Сукины дети" (1990) и, увы, последняя, незавершённая режиссерская работа в кино.

  Участники проекта расскажут о том, согласились бы Лариса Удовиченко и Карен Шахназаров служить в театре под руководством режиссера, изображенного Филатовым в фильме "Успех" (режиссёр Константин Худяков); почему Леониду Филатову так нравилась эта роль; на что актёр потратил деньги во время съемок фильма Сергея Соловьева "Избранные" в Колумбии; кто должен был сыграть вместо Филатова в картине "Экипаж"; на каком эпизоде ленты "Забытая мелодия для флейты" Эльдара Рязанова мама актера всегда выключала телевизор, и о многом другом.

 Замечательного актёра вспоминают Нина Шацкая, Лариса Удовиченко, Елена Проклова, Вениамин Смехов, Александр Пашутин, Сергей Соловьев, Карен Шахназаров.

 

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости