6 марта 2019, 10:49

"Герой нашего времени" в поисках идеала.

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова в трактовке Юрия Еремина на сцене Театра имени Моссовета оказался созвучным настроению современной молодежи, переполнившей зрительный зал. 

"Герой нашего времени" в поисках идеала.

 Человечеству свойственно равняться на идеалы, подражать им, даже в том случае, если их нет – надо сочинить миф. И тому примеров множество. Подражать лермонтовскому Печорину вряд ли кому-то захочется, хотя он не предатель и не отъявленный негодяй. Наоборот – поборник чести и человеческого достоинства, но есть в нем нечто такое, что отпугивает, настораживает. Обладая критическим умом и тонким вкусом, Григорий Печорин видит людей насквозь, предъявляя к ним "гамбургский счет", в то время как сам - законченный эгоист, по его разумению истина в последней инстанции.

 С таким человеком бывает неуютно, холодно, не знаешь какую маску он оденет в следующий раз. Загораясь любовью к понравившейся женщине, через какое-то время остывает, что и произошло с похищенной княжной Белой, или того хуже – от скуки устраивает спектакль, изображая из себя безнадежно влюбленного в хорошенькую Мэри, не испытывая к ней ни малейшего влечения.

 Быть может, спрашивает Еремин в своем спектакле – Печорин вообще не способен любить, представляя рефлексирующего антигероя в "разбитом зеркале" осколков, то есть, фрагментов зазеркалья из жизни фаталиста. (Сценография Юрия Еремина).

 Неслучайно спектакль начинается с последней главы романа "Фаталист", где четыре офицера горячо спорят о всесильном роке и заранее определенном часе смерти, а их сослуживец Вулич в эту ночь обязательно умрет, хотя на данный момент пистолет делает осечку. Этот скупой и мужественный пролог на фоне снежных вершин Кавказа, как бы предопределяет дальнейшую судьбу не столько Печорина, сколько Михаила Лермонтова, убитого на дуэли с Мартыновым  у подножья Машука в июне 1841-го года.

 Именно поэтому режиссер вводит в спектакль инфернальное лицо с инициалами М.Л. указывающих на автора романа. В первом действии артист Антон Аносов выступает собеседником добрейшего штабс-капитана Максима Максимыча, служившего с Печориным в одной крепости и ставшего свидетелем похищения Бэлы (актриса Кристина Исайкина) тайно привезенной ее братом Азаматом, в обмен на арабского скакуна, обещанного Печориным в авантюрной сделке.  Любитель приключений и острых ощущений в отличие от Максима Максимыча, убедительно сыгранном Захаром Комлевым, не хочет слышать, что девушка навсегда опозорена и будет проклята своей семьей, поскольку добился своего и теперь может любоваться изумительной грацией пленницы, быть ее господином. Но и это ему скоро наскучит, Бела станет в тягость, ну а ее смерть от руки ревнивого Казбича навсегда останется на его совести. Спустя годы встреча с Максимом Максимовичем напомнит Печорину о страшной трагедии и поэтому сухо ответит на радушное приветствие старого служаки.  Печорин не умел и не хотел притворяться, наживая таким образом бесчисленное количество врагов, включая своих бывших друзей.

 Сыграть столь сложный характер сегодня, когда конформизм стал повсеместным явлением, а гордость втоптана в грязь довольно трудно. Актеру надо открыть в себе качества столь противоречивой натуры, иначе зрители не поверят ему. Вот и я не до конца поверила Дмитрию Подадаеву, весьма аккуратно подступившему к образу Печорина, заменив рвущиеся наружу эмоции благородной холодностью. Это вовсе не значит, что надо "рвать страсти в клочья", но нельзя забывать, что внутри Печорина постоянно бушует раздражение, ненависть к пошлости и глупости, и притушить этот "пожар"  можно только с помощью сарказма, едкой шутки, остроумной насмешки, чем в принципе отличался на острый язычок и Михаил Лермонтов.

 Второе действие под названием "На водах" переносит зрителей в курортный Пятигорск, куда Лермонтов приезжал еще мальчишкой с бабушкой.  Водное общество представляло из себя клубок шипящих змей, картонных героев и героинь, живущих сплетнями и пустыми слухами, охотниц за выгодными женихами и тайных любовников.  И вот в эту клоаку попадает Печорин. Единственно, с кем он может переброситься словечком, это с доктором Вернером (артист Евгений Ратьков), отлично знающим своих пациентов и не доверяющим ни одному из них.

 Поначалу встреча с Грушницким окрыляет Печорина, но тот ни о чем другом не может говорить, как об офицерских погонах, открывающих ему возможность быть на равных с боевыми товарищами и ухаживать за Мэри Лиговской. Откровенный приспособленец, прекрасно сыгранный Алексеем Трофимовым, раздражает свободного от условностей Григория Печорина и ему хочется поставить того на место, уронить в глазах доверчивой Мэри. Интрига удается, но и подлость со стороны оскорбленного "жениха" не заставит себя долго ждать. Так как Печорин изгой в обществе кликуш, то на него набрасываются, жаждущие крови тупые офицеры, потирающие руки в ожидании возможной дуэли, своего рода развлечении на скучном курорте, где выпивают за сутки два литра минеральной воды.

 И в который раз фатализм дает о себе знать. Фактически из-за пустяка и мелкой обиды, которую предлагает мирно разрешить Печорин, выскочка Грушницкий, не желая быть посмешищем, тем более трусом, должен сыграть роль героя, до конца не понимая, что смерть одинаково относится, как к герою, так и трусу. Судьба не позволила Грушницкому долго красоваться в офицерском мундире, навсегда похоронив глупца в горах Кавказа.

 А тем временем светское общество продолжает кружиться в замедленном вальсе в темпе похоронных вариаций. Дневник Печорина прочитан М.Л. до конца, пытающегося найти свой идеал, обделенного любовью.

Автор статьи: Любовь Лебедина.       

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости