8 марта 2019, 12:50

Глеб Панфилов снимает фильм о человеке в экстремальных обстоятельствах

 Как известно, год назад Глеб Панфилов приступил к экранизации прозы Александра Солженицына "Один день Ивана Денисовича". Напомним, что в 2006 году режиссер уже обращался к творчеству нобелевского лауреата, сняв по его роману "В круге первом" одноимённый десятисерийный телевизионный фильм, в котором главные роли сыграли Евгений Миронов и Дмитрий Певцов.

Глеб Панфилов снимает фильм о человеке в экстремальных обстоятельствах

 Данный проект был не только награжден премией "Ника" в категории "Лучший телевизионный фильм" и премией "ТЭФИ" с формулировкой "За обращение к трагической теме отечественной истории и за экранное воплощение прозы Александра Солженицына", но и завоевал огромный успех у зрителей, которые получили возможность посмотреть фильм еще раз в 2018 году, когда отмечалось столетие писателя.

 Основанный на собственном лагерном опыте автора, рассказ "Один день Ивана Денисовича" (первоначальное название "Щ-854. Один день одного зэка), повествующий о единственном дне из жизни обыкновенного, ничем не примечательного заключенного Шухова из русских крестьян, отбывающего десятилетний срок в лагере, потряс советскую общественность, будучи опубликованным в журнале "Новый мир" в 1962 году, и принес Солженицыну мировую славу. В 1970-м рассказ был впервые экранизирован в Норвегии финским режиссером Каспаром Вреде с Томом Кортни в главной роли.

 "О чем я думаю с большой надеждой – это о фильме "Один день Ивана Денисовича", который собирается снимать замечательный режиссер Глеб Панфилов, произведения которого я очень люблю, – сообщила тогда о намерении режиссера агентству Interfax вдова писателя Наталья Дмитриевна Солженицына. –Надо, чтобы это делалось у нас на родине, с русским типажом и русским пониманием той трагедии, через которую страна прошла. То, что это будет делать Панфилов, меня очень радует".

  Глеб Панфилов работает над новым проектом не только как режиссер-постановщик, но он является еще и автором сценария фильма "Один день Ивана Денисовича" (если вспомнить, сценарий "В круге первом" написал сам Александр Исаевич). И надо сказать, это не прямая, дословная экранизация, потому что он не ограничился только рассказом, а дописал историю солдата Ивана Шухова, дополнив ее подробностями о том, как воевал Иван Денисович, как попал в плен и бежал оттуда, как оказался в лагере.

 "Один день Ивана Денисовича – это мировой бестселлер начала 60-х. То, что мы делаем – это не экранизация рассказа, это фильм по мотивам рассказа об Иване Денисовиче, – раскрывает детали проекта Глеб Анатольевич. – История в нашем варианте не противоречит тому, что написано у Александра Солженицына, а органично связывается с тем, что написал автор. Более того, там есть такие моменты, которые, мне кажется, автор специально написал для меня, чтобы у меня все связалось и все получилось. Откуда автор знал, что спустя 50 лет после публикации рассказа некто Глеб Панфилов решит поставить его в кино?.. Мне важно сделать живую картину. О человеке в экстремальных обстоятельствах – война, плен, лагерь. О человеке, который выживает, преодолевая сложности, превратности жизни, оставаясь человеком. Оставаясь достойным человеком".

 Съёмки картины стартовали зимой прошлого года. Первыми отснятыми эпизодами стали сцены боевых действий в подмосковном Ступино, где во время Великой Отечественной войны шло реальное сражение за Москву. Спустя год после окончания съёмок военного блока "Одного дня Ивана Денисовича", группа проекта продолжила работу: в настоящее время снимают эпизоды лагерной жизни героя в большой натурной декорации опять же в Подмосковье, на строительстве которой, равно как и в съёмках этих эпизодов, задействованы консультанты из Музея ГУЛАГа и общества "Мемориал". Художники (Сергей Овчинников, Екатерина Татарская, художник по костюмам Кира Истратова) изучали архивные документы, фотографии, воспоминания сидевших в лагерях. "Лагеря и поселения были все разные, – говорит Сергей Овчинников. – Было дерево – строили из дерева, был камень – строили из камня. Были маленькие лагеря, были огромные поселения. Некоторые из них сохранились до сих пор. За основу декорации лагеря взята картина "Лагпункт Верхний Дебин. Колыма" художника-сидельца Николая Гетмана. На ней изображен лагерь круглой формы, где художник работал на добыче золота".

 Ежедневно на площадке присутствует 150-200 актеров массовых сцен, изображающих заключенных и надзирателей лагеря. Роль Ивана Денисовича Шухова исполняет Филипп Янковский, который, по его признанию, испытывает огромную радость и гордость от работы с таким большим режиссером, как Глеб Панфилов. "Тем более, над таким серьезным драматическим материалом, – говорит актёр. – Конечно, работа очень тяжелая, само произведение очень тяжелое, условия съемок непростые, но тем не менее каждую минуту я испытываю ощущение радости за то, что мы работаем над этим материалом".  Оператором-поставщиком картины и на этот раз значится Михаил Агранович, который вместе с Панфиловым работал на его фильмах "Мать", "Романовы: Венценосная семья", "В круге первом".

 Следующим объектом съёмок станет "Стройка века" 50-х годов. Завершить съёмочный период режиссер планирует уже в конце марта этого года, а выпустить в прокат – весной 2020-го. Продюсерами проекта выступили Максим Панфилов, Антон Златопольский и Ирина Савина. Это совместное производство кинокомпании "ВЕРА" и телеканала "Россия 1". Кроме Филиппа Янковского, в фильме снимаются Артур Бесчастный, Степан Абрамов, Игорь Савочкин, Сергей Карякин, Михаил Хмуров, Владимир Ерёмин и другие.

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости