11 марта 2019, 10:13

"Черный квадрат" режиссера.

Картина "Черный квадрат" Малевича остается загадкой на многие времена, так как в это пространство можно уместить все, что угодно, трактовать, как угодно, и каждый будет по-своему прав.

"Черный квадрат" режиссера.

 Искусство режиссера, это тоже особый "черный квадрат", куда складываются разные замыслы, невоплощенные идеи, трактовки, витающие в пространстве фэнтези, супер артисты, понимающие с полуслова и хватающие мысли на лету. Не потому ли с момента появления режиссерской профессии столь большое внимание уделялось актерскому ансамблю, полученному в наследство или воспитанному за энное время.  Но времена меняются, а вместе с ними меняется и отношение к артистам.

 Долгожданный Год театра, наконец-то профинансированный правительством, почему-то объявленный марафоном на спортивный манер, представляет праздничную витрину служителей Мельпомены с подтягиванием отстающих. Ну а там, где совсем плохо, то есть, крыши протекают, фундаменты проседают, стены покрываются плесенью, там по копеечке выделяют из городского бюджета для "латания дыр". Но о художественной составляющей театров, сохранении в них традиций если и говорят, то вскользь или на съездах Союза театральных деятелей. А тем временем сущностное подменяется видимым, жизнь человеческого многообразия инсталляциями, бутафорией. То есть, зрителей начинают кормить отравленной "продукцией", не просроченной нет, а именно отравляющей духовное здоровье.

 Так в феврале праздновали столетие БДТ имени Георгия Товстоногова, в свое время собравшего уникальную труппу, где каждый выход артиста на сцену считался событием. Нынешний худрук Андрей Могучий – креативный авангардист получил труппу Товстоногова в подарок, но так как не мог или не хотел работать в системе координат  чуждого ему психологического театра, то начал ломать артистов через хребет, прежние художественные ценности отправлять на свалку, как рудименты наскучившего реализма, заменяя его визуально-метафорическим театром с послушными марионетками.

 Можно ли это считать катастрофой? Да, нет, только причем здесь Георгий Товстоногов, имя которого носит БДТ? О каком наследии здесь можно говорить? Пришел художник со своей эстетикой и перевернул все вверх дном, ведь прессинговую режиссуру никто не отменял, тем более клиповое сознание. Да и от зрителей больше не требуют  сострадания, знай себе наслаждайся перфомансами и художественными инсталляциями… Ну, а после того, как 57-летнего худрука наградили Европейской театральной премией, то какие претензии могут быть к нему у зависимых артистов? Не нравится – уходи или "молчи в тряпочку". Эта ситуация с "обновленным" БДТ похожа на птицу с обрезанными крыльями, которую заставили летать, но летать не получается, а вот ползать – пожалуйста.  

 Осенью 2018-го года этой же престижной премией наградили 72-летнего Валерия Фокина, в течение 50-ти лет сочиняющего авторские спектакли, сумевшего превратить "Александринку" в культурный центр северной столицы. Он всеяден и на свою театральную "кухню" приглашает и традиционалистов, и западных авангардистов, и подающую большие надежды молодежь, отнюдь не страдая, что звезд на его театральном небосклоне не много. Режиссерская палитра красок Фокина настолько многообразна, настолько выразительна, что каждая мизансцена несет в себе креативный смысл, в котором угадывается рука мастера, дергающая за ниточки артистов. Так одна из последних премьер "Похождение бравого солдата Швейка во время мировой войны" и близко не стоит к смеховой культуре, скорее всего это пацифистский спектакль в плакатном формате, где Швейк один из членов зомбированной команды, идущей на бойню, обреченную на неминуемую гибель. Режиссерский протест понятен и по-своему благороден, только Ярослава Гашека не видно. Нет его в этом спектакле, да и зачем, когда есть демиург-режиссер,       

 Лев Додин со своим Малым драматическим театром тоже стал  лауреатом Европейской театральной премии, считающим первым авангардистом в России Константина Станиславского, а себя его последователем.  И потому не стесняется "растворяться" в артистах, как это делали основатели первого общедоступного театра. Что неимоверно трудно. Суток, недель, месяцев не хватает, чтобы актер, присвоив себе чужую жизнь,  стал проживать ее за минуту, за бесконечно длинный акт в "черном квадрате" подмостков. Но Лев Додин другой самоотдачи и способа сосуществования с исполнителем не представляет, все остальные технические приспособления, - всего лишь виньетки, дополнения к жизни человеческого духа на сцене. Наверное, в 74 года не так-то просто заряжать убывающей энергией строителей нового спектакля и сжигать нервные клетки, поэтому все чаще приходится думать о соратнике, способном продолжить лабораторные опыты питерского общедоступного театра.  На самом деле это очень сложный вопрос, потому что в режиссуре мы имеем дело с творческой индивидуальностью, которую повторить нельзя. Почувствовать ее в другом художнике тоже невозможно или все-таки можно…

 Когда в Театре имени Евгения Вахтангова вышел уникальный спектакль Юрия Бутусова "Бег" по роману Михаила Булгакова - Римас Туминас сразу же почувствовал, что этот режиссер одной с ним группы крови. Поэтому, когда у Бутусова разладились отношения с дирекцией  театра Ленсовета, он вместе с директором Кириллом Кролом решили позвать Бутусова в свой коллектив на должность главного режиссера. И это было очень мудрое решение 66-летнего Туминаса, недавно заявившего на телевидении, что для него главным в театре остается судьба человека, во всех ее ипостасях и проявлениях, поэтому и в будущем постарается отказаться от разных арт-видео, сосредоточив внимание на внутреннем мире человека, его жизни, рождении и смерти. Сегодня театр имени Вахтангова превратился в "Фабрику" творческих экспериментов молодых режиссеров, моделирующих игровую структуру в разной стилистике, связанной с вахтанговской школой представления. Конечно же одного Римаса Владимировича на всех не хватает, и его правой рукой становится Юрий Бутусов. представивший "Черный квадрат" в спектакле "Человек из рыбы" на сцене чеховского МХТ, где собралась интересная компания режиссеров примерно одного поколения, уже испытавших на себе вызовы коммерческого рынка, но не изменивших своему творческому кредо.  

  Нынешнему худруку МХТ Сергею Женовачу, отметившему собственное 60-летие,  пришлось приложить немало усилий, чтобы созданная им Студия театрального искусства не растворилась в потоке антрепризных проектов, став под крыло Художественного театра. Дмитрий Крымов на 3 года старше Женовача после скандального ухода из Школы драматического искусства поставил в Камергерском переулке "Сережу"  по роману Льва Толстого "Анна Каренина", где попытался рассказать "о свойствах страсти". Тут же рядышком на Малой сцене занимается просветительской деятельностью по изучению классического наследия Марина Брусникина, создавая интересные литературные композиции. Итак, кривая с заходами на территорию чуждого европейского театр постепенно выравнивается и возникают интересные идеи, связанные с оригинальными  режиссерскими трактовками произведений русских авторов.

 В начале нынешнего сезона театральная общественность была удивлена структурными изменения в Российском Молодежном театре. Алексей Владимирович Бородин заявил на труппе, что теперь главным режиссером театра при нем станет Егор Перегудов, ученик Сергея Женовача.  Того самого Женовача, который учился у Петра Наумовича Фоменко и продолжил поиски "легкого дыхания" в спектаклях, а так же разрешил своему выпускнику поставить в своей Театральной студии семейную сагу "Один день в Маконде" по мотивам романа "Сто лет одиночества" Маркеса, с неслыханной продолжительностью - десяти часов сценического времени.  Таким образом, традиции подробного психологического проживания каждой роли в РАМТе будут сохраняться, а сама природа авторского письма не остается за бортом самовыражений постановщика.

 Бородин, как и Туминас далеки от мысли, что их будут подсиживать, поскольку сами выбрали преемников, значит у министерства культуры по отношению к ним не появятся вакансий "свадебных генералов", как у Татьяны Дорониной во МХАТе имени Горького, вроде бы оставшейся на троне, но не при делах.

 Не хочу выступать в роли Кассандры, но, по- моему, процесс сокращения ветеранов - худруков в столичных театрах пошел. Поэтому пока не зазвонил колокол и не возвестил о гибели русского психологического искусства перевоплощения опытным мастерам надо искать и привлекать к руководству своих театров  молодых лидеров, "тогда и последние станут первыми", поскольку в "Черном квадрате" всем места хватит.

Автор статьи: Любовь Лебедина.       

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости