25 марта 2019, 11:19

Прощание с жизнью – пока еще живы.

Вряд ли  найдется в театральном мире режиссер или актер, не прикипевший сердцем к семейной драме Вина Дельмара "Дальше – тишина", хотя на первый взгляд ничего особенного в ней нет. Ну, подумаешь – два старика муж и жена, прожившие долгую жизнь вместе оказываются не нужными своим детям, которых воспитали, дали им образование, вывели в люди. 

Прощание с жизнью – пока еще живы.

 Ситуация, можно сказать банальная, вневременная, актуальная и при социализме, и при капитализме, и при демократии, и при авторитаризме, потому что затрагивает нравственные проблемы современного общества, его духовную составляющую. О гуманизме можно сколько угодно говорить, но как только старые родители начинают висеть тяжелым грузом на плечах  взрослых детей, благодарность куда-то улетучивается и каждый день превращается в каторгу, как для одних, так и для других. Может быть, это слишком круто, но если бы в современный цивилизованный мир вернули древний закон диких племен, когда немощных стариков сбрасывали со скалы, то плакали бы немногие, даже привыкли, отделываясь известным изречением: "Ну, что поделаешь, такова жизнь"!

 Сыграть одиночество, распад дряхлеющего тела, когда душа по-прежнему молода, невозможно, это надо прочувствовать, пережить, и может быть тогда зрители проникнуться состраданием, не жалостью, а состраданием к главным героям.  Помимо этого - нужны сильные артисты, и они в Малом театре есть. В противном случае Юрий Соломин не откликнулся бы на предложение Людмилы Поляковой поставить спектакль на Ордынке, в котором отразилась вся драма человеческой жизни, больная тема лишних стариков, зажившихся на этом свете, как ни странно, не утративших своего человеческого достоинства.

 Людмила Полякова – чувственная актриса с мощной харизмой, поэтому ей приходилось смирять себя, загонять рвущийся наружу темперамент куда-то внутрь, так как Люси Купер не в силах поверить, что любимые детки готовы отправить ее в дом престарелых, а значит разлучить с мужем, которого из милости берет к себе одна из дочерей.  Сам же Купер Барклей в исполнении Владимира Носика настолько раздавлен банкротством и продажей дома за долги, что окончательно теряет волю к жизни и не сопротивляется нахлынувшему "девятому валу". Даже когда деловитый бизнесмен в энергичном исполнении обаятельного Александра Ермакова предлагает ему стать управляющим на загородной вилле, а его жене служанкой, это оскорбляет бывшего представителя "белых воротничков" и унижает до такой степени, что он может сорваться и наговорить дерзостей. Из чего можно сделать вывод – именно Люси была движущим звеном в пожизненном браке двух родственных душ, и она бы уж точно не отказалась от такого заманчивого предложения... Но!

 В семье своего старшего сына Джорджа, эдакого вышколенного управленца,(артист Александр Вершинин), куда мать   поселили временно, как ненужную вещь, она болезненно реагирует на унижения вздорной невестки, эдакой фурии в исполнении Алены Охлупиной, но вида не подает, пытаясь сгладить возникающие на "пустом месте" конфликты. Даже если бы Люси была ангелом с крылышками, это бы ничуть не повлияло на разряженную атмосферу в доме, так как его обитатели не любят друг друга, находясь в плену комфорта и скромного обаяния буржуазии, поэтому   любое нарушение привычного образа жизни приводит их в бешенство. Сам же Джордж давно превратился в функцию, робота на территории офисных небоскребов, но что-то еще теплится на дне его потерянной души, поэтому ему стыдно признаться матери, что ее ожидает дом престарелых, и тут все понимающая Люси приходит ему на помощь, предпочитая выдать постыдный для сына факт, как собственный выбор. Это одна из самых пронзительных и страшных сцен спектакля…

 Единственно, что Люси просит у эгоистичных отпрысков - устроить последнее свидание с мужем в Нью=Йорке, где они много лет назад провели медовый месяц.

 Да, они еще живы, и  прежний ресторан с фонтаном по-прежнему открыт, и управляющий отелем готов им услужить, как самым почетным гостям, но фактически это не только прощание с прошлым, это прощание с настоящим, уплывающим далеко за горизонт, где ничего интересного не будет кроме скучной старости, потому что любить на расстоянии уже нет сил, а надежда без веры бессмысленна.

 Как же так получилось, что в семье, где муж и жена не могли друг без друга и дня прожить, выросли такие самовлюбленные эгоисты? Неужели долг, обязанность под давлением всесильных обстоятельств превратились в ненужные рудименты прошлого? Этот вопрос, как раньше, так и теперь стоит на повестке дня, и Юрий Соломин вместе со своими артистами бросает его в зрительный зал, надеясь, что каждый сидящий в зале обязательно проведет параллель с собственной жизнью, судьбой своих родителей и будущим подрастающих детей.

Автор статьи: Любовь Лебедина.     

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости