26 марта 2019, 13:33

Театр, как всегда, начинается с вешалки

 К Всемирному дню театра, который отмечается 27 марта, телеканал "Россия К" покажет несколько программ, посвященных этой дате, – "Мастерские" (25 – 29 марта, 0.00), "Монолог в 4-х частях. Александр Калягин" (25 – 28 марта, 22.20) и "Театральная летопись. Борис Голубовский" (26 – 29 марта, 7.35).

Театр, как всегда, начинается с вешалки

 Всемирный день театра в 1961 году учреждён конгрессом Международного института театра и с тех пор проходит под девизом "Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами". Это праздник является профессиональным для всех работников театра: актёров, режиссёров, продюсеров, сценографов, светотехников, звукоинженеров, монтировщиков декораций, гримёров, костюмеров и даже билетёров и гардеробщиков, потому что в театральном цехе нет второстепенных ролей и профессий. "…Спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей…", – писал Константин Сергеевич Станиславский в 1933 году в своём письме к цеху гардеробщиков МХАТ, и эта его цитата, видоизменившись, стала крылатой фразой "Театр начинается с вешалки".

 День театра также является праздником и для зрителей – любителей театрального искусства. Им телеканал "Россия К" предлагает мастер-классы именитых российских театральных режиссёров в программе "Мастерские". Попасть в мастерскую любого из них всегда считалось верхом студенческой удачи. Но встречи с мастерами будут интересны не только тем, кто начинает осваивать театральные профессии, но и самому широкому зрителю, всегда готовому отшлифовать собственный вкус и прийти в театр ещё более подготовленным и понимающим это искусство. Педагог и режиссёр, художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова Сергей Женовач 25 марта в 0.00 поделится с молодой аудиторией своим методом работы над постановкой спектакля, который можно было бы определить как "метод погружения".

  В "Мастерской" Валерия Фокина – режиссёра, художественного руководителя Александринского театра, основателя и первого художественного руководителя, а ныне президента Центра имени Вс. Мейерхольда, 26 марта в 0.00 речь пойдет о "неудобных обстоятельствах" и о том, как превратить препятствия в творчестве в неоспоримые плюсы.

  Темой "Мастерской" Алексея Бородина (27 марта, 0.00), театрального режиссёра и педагога, художественного руководителя Российского академического молодёжного театра, станет "Вольтова дуга": как установить связь между артистами на сцене и зрительным залом.

  А в "Мастерской" Дмитрия Крымова (28 марта, 0.00) он – художник, театральный режиссёр и педагог, – попытается размышлять о "чипе гения" и ответить на вопрос: можно ли совершить открытия там, где до тебя прошли толпы постановщиков, обращавшихся к шедеврам классической драматургии.

 И наконец 29 марта в 0.00 в заключительном выпуске "Мастерской" на встрече со студентами театральных вузов секретами профессионального мастерства поделится художественный руководитель Малого драматического театра – Театра Европы Лев Додин. Главной темой этой встречи мастер выбрал – "очищение смысла". Речь пойдет о том, как пробиться к смыслу, заложенному автором пьесы.

 Еще один проект, приуроченный к Дню театра на "России К" – это "Монолог в 4-х частях. Александр Калягин" (25 – 28 марта, 22.20). "В детстве я жил в собственном мире, со своими фантазиями, иногда мне было больно от ощущения, что я никому не нужен. Теперь убеждён, что именно одиночество сделало меня независимым и сильным". Эти слова, сказанные Александром Калягиным в одном из интервью, задают тему посвящённого ему "Монолога". Опираясь в своих воспоминаниях на события детства, Александр Калягин в первой части "Монолога" рассказывает о том, как складывался его характер, как возникали разные идеи относительно будущего, главная из которых – мечта стать актёром. Мастер вспоминает о первых годах работы на профессиональной сцене – в театре на Таганке, театре имени М.Н. Ермоловой, и затем – во МХАТе.

 Во второй части Александр Калягин поведает зрителям о том, как начала развиваться его кинокарьера. Её ключевой момент – работа с Никитой Михалковым, который приглашает актёра на роль в картине "Свой среди чужих, чужой среди своих". А уже через год он сыграл свою звёздную роль в картине Виктора Титова "Здравствуйте, я ваша тётя!". Потом были фильмы "Раба любви" и "Неоконченная пьеса для механического пианино". В то же время актёр создаёт и свои лучшие театральные роли на сцене МХАТа: играет в постановках Анатолия Эфроса "Тартюф" и "Живой труп", исполняет роль Ленина в спектакле "Так победим", поставленном Олегом Ефремовым.

 Продолжится "Монолог" воспоминанием о том, как в 1990 году Александр Калягин выпустил курс в Школе-студии МХАТ. Выпускники этого курса составили ядро труппы созданного им театра "Et сetera". В 1996-м труппа получила своё здание на Чистых прудах. Одной из своих больших удач Александр Калягин считает согласие Роберта Стуруа стать главным режиссёром театра. Стуруа поставил в "Et ceterа" спектакли по пьесам Шекспира, где главные роли сыграл сам основатель театра. Последняя их совместная работа – "Ревизор. Версия", где Калягин играет Хлестакова. Калягин также рассказывает о Санкт-Петербурге, с которым многое связано: на киностудии "Ленфильм" он снялся в фильме "Прохиндиада, или Бег на месте", на Ленинградском телевидении сыграл Эзопа, Жуковского.

 Заключительную часть "Монолога" Александр Калягин произносит в Риме. Здесь, на сцене театра "Аргентина", труппа "Et cetera" показала спектакль "Ревизор. Версия", здесь Калягину была вручена премия имени Н.В. Гоголя – в память о том, что актёр сыграл фактически во всех постановках по произведениям писателя. Кроме того, речь пойдёт о работе Калягина как председателя Союза театральных деятелей. Ему принадлежит идея организации Молодёжной театральной школы СТД, деятельность которой связана с развитием и воспитанием нового поколения российских актёров – Калягин считает это одной из главных своих задач.

 "Театральная летопись. Борис Голубовский" (26 – 29 марта, 7.35) состоит из четырёх частей. Сначала режиссёр рассказывает о театральной жизни 30-х годов XX века, о забытых ныне театрах: Реалистическом театре Н. Охлопкова, театре Ф. Каверина, театре-студии Ю. Завадского, театре-студии Р. Симонова. Затем – о репетициях и спектаклях К. Станиславского, Вл. Немировича-Данченко и Вс.Мейерхольда. Дальше – о фронтовых театрах, одним из которых Голубовский руководил во время войны, о Московском театре юного зрителя, о своих студентах. В заключительной части проекта зрители узнают о театре, в котором Голубовский проработал 24 года – театре имени Н.В. Гоголя.

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости