30 марта 2019, 16:39

Такие схожие разные судьбы

  В воскресенье, 31 марта на канале "ТВ Центр" в 10.10 состоится премьера документального проекта "Актерские судьбы. Алексей Локтев и Светлана Савелова". Его авторы расскажут зрителям о разных и одновременно схожих судьбах актёров, начавших свою профессиональную карьеру в 1960 году в картине Якова Сегеля "Прощайте, голуби!" 

Такие схожие разные судьбы

  После дебюта оба стали известными и популярными, на съемочной площадке они встретились еще раз – в картине "По Руси" (1968), а дальше пути их разошлись и развивались параллельно. Но их жизни сложились с почти зеркальной схожестью, и удачное начало обернулось трагическим завершением.

  Съемки фильма "Прощайте, голуби!", где прозвучала полюбившаяся зрителям песня с рефреном "Пусть летят они, летят и нигде не встречают преград", начались в Симферополе без главной героини. Кастинг продолжался долго и безрезультатно. Помог случай, когда однажды Яков Сегель зашел в ближайшую аптеку за таблетками от головной боли и увидел за стойкой юную Светлану Савелову, в то время мечтающую поступить в медицинский институт. Но тут ее судьба решилась мгновенно. Режиссеру нужна была именно такая исполнительница – без специального образования и актерского опыта. Так вместо мединститута она очутилась на съемочной площадке.

  Партнером Светланы Савеловой стал выпускник ГИТИСа Алексей Локтев, уроженец Орска. То время – самое начало 60-х – было невероятным уже хотя бы потому, что пришлось на период оттепели, полный надежд, энтузиазма и свершений. Двое юных созданий – светловолосая девочка с толстенной косой и мальчик-ремесленник, уезжающий на далекую сибирскую стройку возводить счастливое будущее – навсегда останутся в памяти среди лучших представителей оттепельного поколения.

  После съемок фильма Светлану Савелову приняли в Щукинское театральное училище. А Алексей Локтев, благодаря случайной встрече с режиссером Борисом Равенских, оказался в Театре имени Пушкина. Его фамилия на афише гарантировала аншлаг. Со своей партнершей по картине "Прощайте, голуби!" Локтев не встречался и не перезванивался. Но, расходясь все дальше и дальше, их судьбы странным образом повторяли друг друга. Будто та первая кинолента связала их навсегда.

  Несколько лет спустя жизнь их экранных героев, рассказывается в документальном фильме, неожиданно словно бы получила продолжение. Почти одновременно вышли картины "Зеленый огонек" Вилена Азарова и "Я шагаю по Москве" Георгия Данелии. В первом – юная героиня, получив диплом учительницы музыки, отправляется на работу в Сибирь и на один день задерживается в Москве. Во втором – начинающий писатель из Сибири приезжает в столицу показать знаменитому мэтру свою первую публикацию. И он, и она встречают множество самых разных людей, влюбляются и навсегда проникаются очарованием Москвы – той, еще старинной и одновременно очень молодой, с еще сохранившимися старыми двориками и купеческими особняками, где по соседству с деревянными домами вскинулись новенькие высотки, а замощенные камнем узкие улочки выливаются в просторное Садовое кольцо.

  Оба эти фильма оказались гранью, за которой осталась оттепель и наступило другое время, пограничной чертой, обозначившей, что кончилась юность героев и началась их взрослая жизнь, где и вести себя нужно было по-взрослому: постараться сберечь свалившуюся на тебя удачу, что часто бывает еще труднее, чем поймать ее.

  Лучшая Светланина роль была в спектакле "Три девушки в голубом", который в начале 80-х потряс театральную Москву и в котором был представлен поистине звездный актерский состав: Татьяна Пельтцер, Инна Чурикова, Борис Чунаев, Людмила Поргина. Все их персонажи по пьесе родственники, живут в старом-престаром доме, где всё сыпется, рушится, и все пьют. Пройдет немного времени, и поднятая рюмка станет печальным атрибутом существования Савеловой. Впрочем, у актеров это не редкость. С 1966 года и до конца своих дней она работала в Театре имени Ленинского комсомола.     Однако пристрастие актрисы к алкоголю, особенно проявившееся после автокатастрофы, в которую она попала, оказалось непреодолимым. Несмотря на многократные беседы руководителя театра режиссера Марка Захарова, который пытался помочь Светлане, ничего не менялось, ей все реже доставались роли в спектаклях, в кино же свою последнюю роль она сыграла в комедии "Семь стариков и одна девушка" в 1968 году.

  Та же беда настигла и Локтева. Опять эта параллельность двух историй… Тем, что Алексей пил много лет, никого не удивить. Удивительно другое: каким-то образом пьянство сочеталось с его безграничной преданностью тем, кого он любил.

  Свой экранный и сценический талант любить Локтев доказал в реальности. Светлана Савелова это сделать не сумела. Да как-то особенно и не стремилась. Когда Марк Захаров снял актрису со всех ролей, в кино ее уже давно перестали приглашать. Потом она вышла замуж за какого-то жуликоватого милиционера, поменяла квартиру в центре Москвы на далекую окраину. В театр приходила только за своей мизерной зарплатой.

  Да и у Локтева все, что связано с творчеством, пошло наперекосяк. Его стали забывать, жизнь катилась в пропасть. Кто и что помогли начать все заново Алексею, почему это не смогла сделать Светлана, как оборвались их жизни, когда фамилии Равенских и Локтева вновь оказались на одной афише – ответы на эти вопросы можно узнать из нового проекта канала "ТВ Центр" "Актерские судьбы. Алексей Локтев и Светлана Савелова", в котором участвуют Евгений Стеблов, Алексей Кузнецов, Валентин Смирнитский, Людмила Поргина, Александра Равенских, Нина Попова.

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Темы: культура
Все новости Последние новости