6 апреля 2019, 10:50

Огонь, вода и "Медные трубы" Льва Аннинского

 К 85-летию известного литературоведа и литературного критика Льва Аннинского 7 апреля в 17.35 на телеканале "Россия К" смотрите посвященную ему "Линию жизни", а также его авторскую программу "Медные трубы" (ежедневно до 5 апреля в 13.45). 6 апреля в 15.50 в эфир выйдет документальный фильм "Илья Репин. От себя не уйдешь".

Огонь, вода и "Медные трубы" Льва Аннинского

 Сначала об Илье Репине, художнике-передвижнике, выставка которого проходит в государственной Третьяковской галерее. Илья Ефимович Репин – один из самых заметных основоположников русской живописи XIX века. Он прожил 86 лет и оставил огромное художественное наследие. Ретроспектива работ художника в Третьяковской галерее открывает целую серию выставок, посвящённых 175-летию со дня его рождения, которые пройдут в 2019 – 2020 гг. в государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Пти-Пале в Париже и в художественном музее "Атенеум" в Хельсинки. Этот международный проект призван подчеркнуть значение творчества Репина для отечественной культуры и важность его наследия для европейского искусства.

 Документальный фильм-портрет "Илья Репин. От себя не уйдешь" расскажет о жизни и творчестве этого удивительного художника и воссоздаст "голоса" его эпохи из писем, статей, книг, реплик современников и поэзии. Музей-усадьба "Пенаты", картины в экспозициях и фондах музеев, исторические фотографии и документы помогают воссоздать атмосферу, в которой жил художник, так и не сумевший уйти от себя… Зритель узнает, как менялись его идеалы и ценности, какое место картины художника занимают в русском изобразительном искусстве, почему он так часто был недоволен собой и что хотел сказать своим творчеством.

 В фильме принимают участие: директор государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, заместитель генерального директора по научной работе Татьяна Карпова, заведующий отделом живописи второй половины XIX – начала XX века Татьяна Юденкова, ведущий научный сотрудник Русского музея Сергей Кривонденченков и др.

 7 апреля исполняется 85 лет Льву Аннинскому. Он пишет о книгах, кино, театре, фотографии, истории. Аннинский говорит, что "его интересуют не сами события, не сами тексты – а тот смысл, что за ними".

 Первые слова "в искусстве" будущий мастер русской словесности произнес с большого экрана в шесть лет. Маленький мальчик в фильме "Подкидыш" говорит, что будет танкистом или хотя бы пограничной собакой. Кто бы мог подумать, что этого ребенка в знаменитой картине играет Лев Аннинский? В артисты он не пошел. Хотел стать художником – он неплохо рисовал поэтов и писателей, но в восьмом классе понял, что будет заниматься только литературой. "На уроке русского языка учительница задала читать пушкинскую "Песнь о Вещем Олеге". Велела читать с выражением. Я начал учить и вдруг как ухнулся в ритм. Я тогда для себя понял: кем бы я ни стал, если я буду заниматься русскими текстами, уже достаточно", – признается он.

 Авторский цикл Льва Аннинского "Медные трубы" – о жизни и творчестве поэтов, которых с полным правом можно назвать поколением, "рожденным революцией". "В "Медных трубах" речь идет о поколении, появившемся на свет, образно говоря, "между Ходынкой и Цусимой", – рассказывает Аннинский. Ровесники века, они угодили во все его кровавые переделки – революция, гражданская война, разруха, репрессии, "культ личности", Великая Отечественная война. Их судьбы различны: кто-то стал признанным классиком советской литературы, кто-то не был по достоинству оценен современниками… Единственное, что объединяет этих столь разных поэтов, – великий талант".

 Один из выпусков "Медных труб" посвящен автору пронзительно-трагической поэмы "Сын", наставнику молодого поколения поэтов, шагнувших в Великую Отечественную войну – Павлу Антокольскому. О нем автор программы говорит: "Мастер, который довел до виртуозности историософские попытки советской поэзии охватить события нескольких веков, предшествовавших Октябрьской Революции".

 Лев Аннинский расскажет о Николае Тихонове, который вошел в поэзию в начале 20-х годов со сборниками "Орда" и "Брага", "повернувшими тогдашнюю лирику к веселой образности, благодаря которой ужасы Гражданской войны оказались чудесным образом преображены азартом борьбы и победы". Строки из его "Баллады о гвоздях" стали крылатыми: "Гвозди бы делать из этих людей: Крепче бы не было в мире гвоздей". Во второй половине жизни – "вождь советской поэтической когорты, прятавший глубоко в письменный стол все то, что он писал по велению души, но не решался предлагать к изданию, и что теперь вытащено историками к вящей славе лирики и к лучшему пониманию того, чем за нее заплачено".

 Еще один герой "Медных труб" – Илья Сельвинский, автор известной "формулы": "Поэт поет, как птица, но слышно, как скрипит земная ось". Один из ярчайших новаторов, в начале и середине 20-х годов попытавшийся "обновить язык лирики и раздвинуть ее границы до невообразимых пределов, неутомимый труженик, в конце жизни переложивший русские былины".

 В заключительном выпуске программы речь пойдет о Михаиле Светлове, о котором автор рассказывает как об уникальном по тембру лирике, смягчившем жесткую логику эпохи подкупающим юмором и давшем ей, по меньшей мере три шедевра: "Гренаду", "Каховку" и "Итальянца". Все три стихотворения сыграли в свое время роль "визитных карточек" советской поэзии и навсегда вошли в ее историю.

 В воскресенье в студии программы "Линия жизни" Лев Аннинский ответит на вопросы: как повернуть время вспять и вернуть дорогих ушедших людей, найти нужные слова и донести их до тех, кто в них нуждается, сделать книгу жизнью, а жизнь – книгой, сняться в фильме, ставшем классикой кинематографа, несмотря на годы, иметь молодое сердце, как и зачем искать и находить настоящее во всем, с чем соприкасаешься.

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости