20 апреля 2019, 12:44

На краю света сошлись молодость и мудрость

 Основной конкурс 41-го Московского международного кинофестиваля стартовал японским фильмом "Импровизаторы" режиссера САБУ (это не аббревиатура, но на таком написании своего псевдонима настаивает сам режиссер: именно с прописных букв; и, как он, примеривший на себя немало профессий, признался, есть и прототип этого имени – член одной якудзы (японской мафии), роль которого он сыграл, когда был актером).

На краю света сошлись молодость и мудрость

 Определить жанр этой картины решительно невозможно – тут и боевик, и мелодрама, и комедия, и музыкальный фильм, и детектив – все в этой истории перемешано, так что согласимся с определением постановщика – "в жанре САБУ", что вполне тянет на авторское кино. Есть здесь и сатира, и гротеск, и ирония – все, что отражает современную неустойчивую реальность, в которой человек пытается найти свое место, стремится к внутреннему комфорту, а оно никак не получается.

 В картине трое персонажей: исполнитель фольклорных баллад Хироси, которому не дают прохода пожилые поклонницы; Такэру, у которого любимая девушка лежит в коме, и он свято верит, что своими добрыми делами вызовет чудо и она наконец-то выйдет из комы; и Тэцуо, убегающий от мафиозо, стараниями которых он оказался за решеткой, но, отомстив им, скрывается от оставшихся бандитов, которые теперь за ним охотятся. Все трое живут автономно, но в один прекрасный момент, по законам драматургии, их пути пересекаются и ведут к завершающей развязке. Повествование поначалу дробится на множество линий, отдельных эпизодов, и только ближе к концу все эти линии, хаотичные на первый взгляд сцены сходятся в одной точке. Режиссер и хотел создать этот хаос, в том числе и в голове зрителя, хотел поэкспериментировать с его сознанием, привыкшем к спокойному ходу вещей. Скажем, в истории фанатки и музыканта ему было интересно поразмышлять о зависимости человека от своего кумира, когда поклонник думает, что тот пишет музыку и исполняет песни только для него одного. Но как бы то ни было, все трое персонажей воплощают любовь: один – любовь к девушке, другой – к славе, третий… С третьим посложнее, потому что отмщением вряд ли движет любвь, но режиссер и на этот счет придумал эпизод, в котором появляется умерший дедушка мстителя, который, может быть, возродит в нем любовь и привязанность.

 Фильм-дебют режиссера Любови Борисовой "Надо мною солнце не садится" снят на киностудии "Сахафильм" в Якутии. Надо сказать, что на прошлом ММКФ, картина Эдуарда Новикова "Царь-птица", тоже снятая в Якутии, имела большой успех, получив Гран-при. Нынешняя лента еще раз подтвердила, что якутское кино сегодня на подъеме, оно привлекательно своей искренностью, общечеловеческими темами и национальным колоритом. Она и снята на якутском языке, но, когда возникают "трудности перевода", персонажи переходят на русский, что создает комический эффект. Это история о том, как юноша Алтан (Иван Константинов), не поладивший с отцом, отправляется на звероферму на безлюдный остров в море Лаптевых, чтобы целый месяц ухаживать там за песцами. Его ожидают, красивые пейзажи, холодное море и клетки с песцами, которые, как обещает работодатель, будут ему "сниться вечно". "Песец тебе, песец", – самозабвенно хохоча, добавляет он.

 Сибаритствовать молодому человеку там, разумеется, не приходится. Но, опять же, по законам драматургии, в его жизни должно произойти какое-то событие или кто-то появиться на острове. И он появляется – это его сосед старик Байбал (Степан Петров, снимавшийся и в "Царь-птице"), у которого сорок лет назад погибла жена и без вести пропала трехлетняя дочь. Теперь старик просит Алтана, чтобы, когда он умрет, тот похоронил его рядом с женой: "Скоро, чувствую, я покину этот свет". Их отношения налаживаются не сразу, но вскоре Алтан трогательно привязывается к новому знакомцу, ему порой его даже не хватает. Чтобы скрасить жизнь соседа и отвлечь его от мыслей о смерти, молодой человек придумывает видеоблог, куда помещает вайны про их жизнь на острове. Каждый день Алтан исполняет одно из желаний старика: они вместе готовят рыбный суп, потом оладьи, затем суп из утки. А когда Байбал говорит, что в детстве хотел стать летчиком, юноша исполняет и эту его мечту, соорудив ему "самолет" из подсобного материала, украсив его тем, что подвернулось под руку.

 Здесь сошлись молодость и мудрость. Постепенно Алтан понимает, что не в богатстве счастье, что мечтать о красивом доме и "мерседесе" просто глупо. Что бывает заветная мечта, которая несбыточна, но она дарит или радость, или печаль. У старика она есть – найти пропавшую дочь. Результат попытки исполнить эту мечту (поиски через видеоблог) приносит большое огорчение, но после смерти Байбала его дочь все же приезжает на остров.

 Картина отнюдь не нравоучительна и оставляет впечатление доброй сказки, где можно посмеяться и поплакать, где жизнь представлена как "непростая штука", не обещающая ни золотые горы, ни молочные реки с кисельными берегами. До встречи со Байбалом юноша именно так ее и мыслил, но старик все же чему-то его научил – по крайней мере, хотя бы сделать первый шаг – помириться с отцом. Так что месяц на острове не прошел для него даром.

 Вообще, если в фильме действие происходит на безлюдном острове, вдали от городов и весей, то это универсальное место, так любимое кинематографистами, которое подходит для притчи, каких-то философских обобщений, размышлений о бренности жизни и спокойной созерцательности. В турецкой картине "Капкан" режиссера Сейида Чолака на острове располагается лаконичный рыбацкий поселок, где более чем скромно живут люди, преимущественно семьи рыбаков. Все здесь очень буднично и скучно, народ угрюмый и довольно агрессивный. Когда пятеро мужчин отправляются утром на лодке порыбачить, а возвращаются только четверо, агрессия становится еще более заметной. Один из них бесследно исчезает – будто в воду канул. Не то пропал, не то дружки постарались от него избавиться, скажем, выкинув за борт. Но вместо пропавшего рыбака на острове появляется волк, которого все и боятся, и готовы немедленно истребить, как обычно поступают с хищником. Это и происходит, когда зажиточный владелец лодки, возомнивший себя хозяином и острова, и тех, кто здесь живет, находит волчат и безжалостно их убивает. После чего у него погибает ребенок. Так он поплатился за свою жестокость, за насилие над природой, за нарушенное ее равновесие. Жестокость, как правило, не остается безнаказанной, и кара всегда настигнет провинившегося.

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости