21 мая 2019, 17:43

Мужчина и женщина навсегда

 Прошло более пятидесяти лет после первой встречи Жана-Луи и Анны – Жана-Луи Трентиньяна и Анук Эме – на побережье Ла-Манша в туманном Довиле. "Я никогда не был в Довиле", - говорит сегодняшний старенький Жан-Луи, которому отказывает память. 

Мужчина и женщина навсегда

 Но для того и устраивает  влюбленным еще одну встречу на закате их жизни мудрый Клод Лелюш, чтобы Жан-Луи вспомнил Довиль, вспомнил Анну, вспомнил, как он мчался к ней на свидание в гоночной машине на скорости под двести километров в час, не обращая внимания на красные сигналы светофоров. Как звучала удивительная музыка их любви… На самом деле Жан-Луи никогда об этом не забывал, эта единственная, на всю жизнь, любовь, всегда жила в его сердце. Так же, как и в ее. Но вся их жизнь состояла из встреч и расставаний. Вот и сейчас – нужно было сыну Жана-Луи разыскать Анну, чтобы попросить ее приехать повидаться с его больным, умирающим отцом, которого, он уверен, она сможет вернуть к жизни.

 Душераздирающие кадры крупных планов Жана-Луи Трентиньяна, которого узнать можно только по его незабываемой улыбке, и Анук Эме, которая с годами, кажется, становится только красивее, на фоне прекрасной темы любви, написанной Франсисом Леем к "Мужчине и женщине" 1966-го года, вызвали дружный всхлип в рядах публики. Слезы лились рекой, ведь зрители, особенно старшего поколения, живут с этими героями, с этими актерами, с этой музыкой уже полвека, и когда Жан-Луи и Анна вспоминают свою молодость, всю прожитую ими жизнь, каждый из нас вспоминает их – и себя – молодых, всю прожитую ими их – и свою - жизнь…

 В 1986 году Клод Лелюш рассказал нам, что произошло с его героями двадцать лет спустя после их первой встречи ("Мужчина и женщина: двадцать лет спустя"), и вот сейчас, в фильме "Лучшие годы жизни", Анна вновь встречается с Жаном-Луи, и их роман начинается с того момента, на котором остановился в прошлый раз. И кажется, что он никогда не закончится…

 В картине Клода Лелюша часто цитируются фрагменты из первого фильма, который мы помним наизусть и который принес его автору и Золотую пальму и "Оскара", что, конечно, вызывает дополнительный взрыв эмоций, и - приступ ностальгии по сильным, ярким, открытым чувствам, чего, увы, так не хватает в сегодняшних фильмах.

 Речь, конечно, не идет о фильме Педро Альмодовара "Боль и слава", где в избытке и эмоций, и трогательных чувств, и ностальгии. Он, безусловно, заслуживает Золотой пальмовой ветви, которой сих пор у Альмодовара не было. В этом запутанном и многослойном сюжете о детстве, зрелости и старости героя (Антонио Бандерас смело входит в "третий возраст"), его отношениях с матерью (Пенелопа Крус по-прежнему прекрасна), с возлюбленными, с искусством, есть и печаль, и мудрость, и любовь.

 Корнелиу Порумбою, представитель румынской "новой волны" ("12:08 к востоку от Бухареста"), снял кино веселое и меланхоличное, ироничное и остроумное – "Гомера" ("Свистуны") - которое обнаруживает в нем настоящего синефила. При виде занавесочки в ванной комнате и занесенной руки с ножом зал, признав цитату из Хичкока, в восторге засвистел. Засвистел на своем тайном, синефильском языке, подобно героям запутанной криминальной истории Порумбою (вначале трудно разобраться, кто на чьей стороне, но режиссер, как всегда четко выстраивает все сюжетные линии). Участники охоты за миллионами, наркоторговцы и тайные агенты владеют древним секретным языком жителей острова Гомера, что на Канарах, – свистом на все буквы латинского алфавита, которому не страшны ни высокие горы, ни глубокие моря, ни тюремные стены.

 Трудно определить жанр фильма – то ли это нуар, то ли абсурдистская комедия, то ли социальная сатира – да это и неважно, главное, что он увлекательный и смешной. С невероятным совершенно финалом. Влюбленные через толщу тюремных стен свистом назначают следующую встречу. Где? Да хоть где. Например, в Сингапуре, в знаменитом парке будущего. И встречаются. На фоне безумной лампионии, с непроницаемыми лицами (Влад Иванов, ведущий актер румынской новой волны, просто великолепен).

 72-й Каннский кинофестиваль близится к завершению. Но борьба за Золотую пальму еще вовсе не закончена. Впереди фильмы Тарантино, Марко Белоккьо, Арно Деплешана, Ксавье Долана.

Автор статьи: Евгения ТИРДАТОВА

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости