27 мая 2019, 17:25

ПАРАЗИТЫ ПОБЕДИЛИ

 Первой пришла радостная весть о том, что фильм Кантемирова Балагова "Дылда", включенный во вторую по значимости конкурсную программу Каннского фестиваля "Особый взгляд", получил приз за режиссуру. Картина также получила приз международной кинопрессы  ФИПРЕССИ.  

ПАРАЗИТЫ ПОБЕДИЛИ

 Последние дни 72-го Каннского фестиваля (14-25 мая) принесли два ярких впечатления. В основном конкурсе были показаны корейский фильм "Паразиты" Пон Джун Хо и фильм палестинского режиссера Элиа Сулеймана "Должно быть, это рай". "Паразиты" повеселили необычайно. Это занятно придуманная и отлично сыгранная сумасшедшая история о том, как постепенно в богатенькое и достаточно тупенькое семейство внедряется  (не мытьем, так катаньем) очень предприимчивое и изобретательное семейство бедствующих безработных: вначале сын, потом дочь, которые постепенно протаскивают туда мать и отца. Сюжет напоминает не то известную сказку "Рукавичка", не то сказку про то, как была у зайчика избушка лубяная, а у лисы ледяная... Пришельцы, впрочем, не паразиты, они зарабатывают свой хлеб своим трудом, правда, они внедряются в этот дом не совсем честными путями, подставляя подножки своим предшественникам и заставляя хозяев тех увольнять, чтобы занять их место. В кульминационный момент отсутствия хозяев они зарываются, наглеют, распоясываются, напиваются и вообще развязно располагаются на хозяйском пространстве как на своем собственном.  Словом, мыши гуляют, пока кошки нет. И пока не открывается страшная тайна: вытесненная путем навета домоправительница прячет в подвале уже долгие годы своего безработного мужа. Ситуация из комической перерастает в абсурдную, кровавую, возмездие настигает паразитов. Все превращается в один сплошной кровавый кошмар, как и положено в корейском фильме. Это и триллер, и черная комедия, и социальная сатира - всего понемножку, но так виртуозно перемешано, что оторваться от экрана невозможно. Фильм постоянно меняет настроение, форму, ритм, то смешно, то страшно, то ли это всерьез, то ли пародия... Картина то ли интеллектуальная, то ли рассчитанная на массового зрителя... Как бы то ни было, она прозвучала очень ярко на конкурсном экране, хотя как-то не очень вроде бы претендовала на Золотую Пальму. Тем не менее она ее получила, а перед этим получила высший балл в рейтинге критиков. Мнения жюри и критиков, что бывает нечасто, совпали.

 Что касается второго фильма, который вызвал очень позитивные эмоции, в нем Элиа Сулейман продолжает свою тему. Он присутствует в этой картине сам как рассказчик и главный герой, наблюдая за абсурдным поведением людей, которое он отмечает, но не оценивает. Скорее, просто удивляется. Снятый в его родном Назарете, в Париже, Нью-Йорке и Монреале, городах, куда отправляется главный герой, фильм с тонким юмором и легкой иронией говорит об остросоциальных проблемах. Весь мир внимательного наблюдателя, не произносящего на протяжении фильма ни слова, куда бы он ни поехал, представляет собой полицейское государство, начиненное оружием, погранично-пропускными пунктами, подозрительностью и паранойей. Фильм Сулеймана получил от жюри во главе с мексиканским режиссером Алехандро Гонсалесом Иньяриту всего лишь Специальное упоминание.

 Педро Альмодовар опять остался без Золотой пальмы, которая, казалось, сама шла ему в руки с трогательным, очень личным фильмом "Боль и слава". Награду фильму принес не он, а его "изображение" на экране Антонио Бандерас, получивший приз за лучшую мужскую роль. Актер, безусловно, ее заслужил, но досаду режиссера, не пришедшего на церемонию, чтобы поздравить  актера, которого он открыл 40 лет назад, понять можно.

 Призы этого ровного и очень достойного (за редкими исключениями) конкурса распределились так, как распределились. Могли бы и иначе, особых возражений это бы не вызвало. Кроме, пожалуй, приза за лучшую женскую роль, который получила Эмили Бичем, сыгравшая бледную роль в бледном фильме Джессики Хауснер "Малыш Джо" про нехорошие цветочки, которые превращают людей в зомби. И кроме того, что американцы остались "с носом". Включая Тарантино, ночи не спавшего, героически спешившего закончить свою картину "Однажды в Голливуде" с Леонардо Ди Каприо и Брэдом Питтом к фестивалю; включая Теренса Малика с его гражданским выступлением в "Тайной жизни" об австрийском фермере, отказавшемся присягать Гитлеру; включая классика американского независимого кинематографа Джима Джармуша с его зомби-антиутопией "Мертвые не умирают".

 Гран-при фестиваля достался дебютантке Мати Диоп за фильм "Атлантика" о девушке, ждущей мертвого жениха, картине не лишенной оригинальности, хотя и очень скучной.

 Спецприз жюри был вручен "Отверженным" Ладжа Ли, ярком, яростном фильме на тему межэтнических конфликтов. Только вот почему картине пришлось разделить приз экс-экво с мутноватой бразильской лентой "Бакурау" Клебера Мендонсы и Жулиано Дорнеля?

 В номинации "лучший сценарий" награды удостоилась француженка Селин Скьямма  за историческую драму 18 века "Портрет девушки в огне" - историю любви двух девушек - художницы и натурщицы.

 Из числа маститых и заслуженных в число призеров попали лишь Жан-Пьер и Люк Дарденны, получившие приз за режиссуру фильма "Юный Ахмед".

Автор статьи: Евгения ТИРДАТОВА

 

Все новости Последние новости