3 июня 2019, 10:48

"Ивана Денисовича" снимали в лютые морозы

 Глеб Панфилов завершил съемки фильма по мотивам повести Александра Солженицына "Один день Ивана Денисовича", последний день которых прошел в музее-заповеднике А.П. Чехова "Мелихово".

"Ивана Денисовича" снимали в лютые морозы

 В помещении старой сельской школы был снят допрос Ивана Денисовича (Филипп Янковский), попавшего в немецкий плен.

 Режиссер и автор сценария Глеб Панфилов дописал историю солдата Ивана Шухова, чтобы она стала более кинематографической, дополнив её подробностями о том, как именно он воевал, как попал в плен, как бежал оттуда, как попал в лагерь.

 Надо напомнить, что опубликованный в 1962 году этот текст стал главной литературной сенсацией в России и принес мировую славу Александру Солженицыну, а в русской литературе открыл тему лагерей и репрессий. Глеб Панфилов давно хотел экранизировать повесть. Десять лет назад он совместно с Солженицыным написал и снял сериал "В круге первом", после которого Солженицын хотел доверить "Ивана Денисовича" только Панфилову.

 "Эта картина о русском характере, – говорит режиссёр. – О богом хранимом человеке, который выживает там, где выжить нельзя. В самых нечеловеческих, несовместимых с жизнью ситуациях, он остается живым и несломленным. Где-то героический, где-то незаметный, где-то твердый, где-то осторожный, он знает, что ему надо выжить ради важной цели. Выжить, не потеряв своего достоинства".

 Исполнитель главной роли Филипп Янковский считает, что эта история о несломленном характере, о жажде жизни, о любви и преданности. "Мне хочется верить, что когда картина будет выходить на экраны, найдется немало людей, которые захотят потратить время не на очередную мишуру спецэффектов, а на большую картину большого мастера", – признаётся актёр.

 Съемки фильма длились две зимы: с декабря 2017 года по февраль 2018-го и с января по май 2019 года. На съемочной площадке Глеб Панфилов проводил по 12 часов почти без перерывов. Молодая съемочная группа (большинству членов команды не исполнилось и 35 лет) обращала внимание на необыкновенную выносливость режиссёра, который на протяжении двух зим был полностью погружён в работу, в свой материал и в тот киноязык, на котором он намерен разговаривать со зрителем. Военный блок картины снимал молодой оператор Михаил Хасая, в лагере за камерой стоял классик российского кино Михаил Агранович.

 По мнению Михаила Хасаи, одно из основных качеств хорошего режиссера – это "умение замотивировать команду". "Глеб Анатольевич Панфилов замотивировал меня на сто процентов с первой встречи – своим подходом, материалом и своим взглядом на него, – говорит оператор. – Я пришел в этот проект в первую очередь ради опыта работы с режиссером-классиком, мощнейшей личностью… На протяжении всей работы я знал, что снимаю фильм Панфилова и был скорее слушателем, а не человеком, который пришел тут всё изменить. Мне интересно и важно было слушать его, опираться на его опыт. Ведь половина людей из моего поколения вообще ничего не знает про ГУЛАГ, про войну и про то время. Это очень сложный материал, мы снимали его в сложнейших условиях – в лютые морозы, в лесу, по пояс в снегу, но Глеб Анатольевич всегда был "на передовой". Мы построили на месте съемок режиссерскую палатку с множеством мониторов, думая, что Панфилов сядет в нее и будет командовать оттуда. Но он всегда был на площадке, всегда смотрел в видоискатель, всегда был рядом с актерами. Для меня это был колоссальный интереснейший опыт".

 "Впервые мы работали с Глебом Анатольевичем в 1992 году, – рассказывает Михаил Агранович, снявший с Глебом Панфиловым четыре картины. – Тогда он пригласил меня стать оператором фильма "Мать". Я, конечно, согласился, но для меня это был очень странный выбор материала – казалось бы, на дворе начало 90-х, перестройка: открылась запрещенная литература, стало можно снимать всё, что угодно, а Панфилов выбрал главное произведение соцреализма. Я не мог понять – почему? А он не говорил об этом. В результате "Мать" оказалась намного актуальнее громких перестроечных фильмов, попала в основной конкурс Каннского фестиваля, где Панфилов получил в Каннах приз "за художественный вклад". Уверен, что и сейчас, когда тема ГУЛАГа многим кажется закрытой, режиссер хочет сказать что-то, о чем пока знает он один".

 Выпустить фильм в прокат планируется весной 2020 года – ко дню Победы.

 

Автор статьи: Антонина Крюкова

Фотографии предоставлены кинокомпанией "Вера", фотограф Михаил Рыжов

 

Все новости Последние новости