10 июня 2019, 06:56

Небо над Вислой твоей океана бездонней

 В Москве прошёл XII фестиваль польского кино "Висла", на котором ежегодно, когда цветёт сирень и черёмуха, на площадках столицы представлены новинки кинематографа, с давних времён почитаемого российскими зрителями. 

Небо над Вислой твоей океана бездонней

 На этот раз, как, впрочем, и всегда, фестивальные программы отличались разнообразием жанров и имён, актуальной тематикой, вбирающей в себя проблемы современного польского общества, исторические события, ставшие поводом для высказываний, неизбежно связанных с днём сегодняшним. Кроме художественного кинематографа, можно было посмотреть документальное польское кино, ретроспективу фильмов Яна Якуба Кольского – мастера сплетать большую историю с частными трагедиями, программу братьев-режиссёров Анджея и Януша Кондратюков –  "воспевателей обыкновенного человека", театр на экране, ленты студентов факультета радио и телевидения Силезского университета в Катовице и короткометражки, как правило, снятые молодыми режиссёрами, по которым можно судить о будущем национального кинематографа. Специальным событием фестиваля стал показ "Холодной войны" Павла Павликовского, за что организаторам отдельное спасибо мог бы сказать любой зритель, попавший на этот фильм. Как и за выставку фотографий со съёмок этой картины, которая (выставка) все дни фестиваля была открыта в кинотеатре "Иллюзион".

 В конкурсе игрового кино – а это 12 картин, снятых в последние два года, – показали работы, отмеченные национальными и международными призами, то есть лучшее польское кино, по которому, признаться, наш зритель сильно скучает. Недаром все сеансы в том же кинотеатре "Пять звёзд" на Павелецкой проходили при заполненных до отказа залах.

 Жюри конкурса в составе режиссёра Натальи Мещаниновой, актёра Степана Девонина и киножурналиста Ольги Галицкой первый приз присудило картине Петра Домолевского "Тихая ночь" с формулировкой "За точность характеров и правдивую историю". Эта мрачная социальная драма про людей, живущих в польской провинции, где герои бьются в поисках лучшей доли, пытаясь приспособиться к новым реалиям, пришедшим на смену социализму, оставляет неизгладимое впечатление своей безысходностью и отчаянием. Фильм несомненно задел сердца тех, кто его смотрел – недаром он получил ещё и приз зрительских симпатий.

 Второй по значению приз присуждён фильму Яноша Кондратюка "Как кошка с собакой" с формулировкой "За любовь к людям и деликатность высказывания". История о том, как отношения двух братьев, соперничающих друг с другом, что, в общем-то, не редкость в любой семье, где мужчины "меряются крутостью", оборачиваются трогательной, заботливой привязанностью, стоило только одному из них заболеть. Непонимание, жёсткость, неприязнь сразу же исчезают, когда старший брат стал нуждаться в простой человеческой помощи и все эти чувства, построившие стену между ними, пропадают бесследно. Как и должно быть между людьми – тем более родными.

 На третьей позиции по решению жюри оказался фильм "Помилование" Яна Якуба Кольского, и приз ему был вручён с формулировкой "За осмысление сложного времени через глубоко личную историю". Этой картиной открывался нынешний фестиваль, так что незамеченным она остаться не могла. И это справедливо уже потому, что "глубоко личная история" помещена в контекст неустойчивого, разорванного на куски послевоенного времени. То же самое происходит и с душами людей, не принимающих новую власть, действующую антигуманными методами, оправдываясь пресловутой целесообразностью и требованием текущего момента. Родители расстрелянного органами безопасности солдата, пускаются в путешествие с гробом сына, чтобы, преодолев огромное пространство, достойно предать его земле. То, с чем пришлось им столкнуться во время длительного пути, заставляет их пересмотреть многие жизненные принципы, испытать ненависть когда-то добрых соседей и привязанность к врагу.

 А специальный диплом жюри с формулировкой "За искреннее волнение автора и визуальный театр" получила картина под названием "Нина" режиссёра Ольги Хайдас о драме героини, пытающейся найти суррогатную мать для своего будущего ребёнка и влюбившуюся в кандидатку на эту роль.

 На закрытии фестиваля показали картину Кинги Дембской "Веселье веселье", где три героини страдают алкоголизмом. И хотя режиссёр попыталась рассказать их истории с лёгкой иронией и даже комизмом, фильм настораживает печальной перспективой для любой женщины, ставшей на эту шаткую, сомнительную стезю, на которой якобы можно решить все проблемы – на самом деле она чрезвычайно опасна и ведёт к полной потере личности. "Фильм рассказывает о выпивке, – так представила свою ленту режиссёр. – Мы, поляки, в этом хорошо разбираемся. Да и вы тоже". И надо, к сожалению, признать, что это сущая правда.

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Все новости Последние новости