25 июня 2019, 10:01

Зулейха навсегда

 В столичном кинотеатре "Космос" состоялась торжественная церемония закрытия и награждения победителей первого российского фестиваля экранизаций "Читка".

Зулейха навсегда

 "Это благородная задача – соединение литературы и кино. Конечно, мы были в сложной ситуации, потому что внутри конкурсной программы были фильмы маленькие, большие, законченные и ещё нет – и всё это оценивать вместе было сложно. Но мы, как могли, с этой задачей справились, хотя, как вы знаете, на любом фестивале самое слабое место – это жюри и его решение", – признался председатель жюри фестиваля Сергей Урсуляк, вручая приз за "Самую ожидаемую экранизацию, которым стал сериал режиссёра Егора Анашкина "Зулейха открывает глаза" по книге Гузели Яхиной и который осенью этого года покажут на телеканале "Россия 1". Награду получили актер Евгений Морозов и представители кинокомпании "Русское", где снимается проект. "Для нашей компании – это первая экранизация за двенадцать лет, и нам повезло, что это именно "Зулейха открывает глаза". Это не калька с книги, это нечто большее", – отметили они.

 Приз в номинации "Самый яркий союз литературы и кино" заслужили сразу два проекта – короткометражка "Смерть тапёра" Андрея Селиванова, взявшего за основу своей ленты рассказ Антона Чехова "Тапёр", и фильм Алексея Федорченко "Последняя милая Болгария", находящийся сейчас на стадии пост-продакшна. В картине, снятой по мотивам повести Михаила Зощенко "Перед восходом солнца", события происходят в 1943 году в Алма-Ате, куда был эвакуирован плодовод-мичуринец для выведения нового сорта яблок под тем же названием, что и проект, и где в это время советскими кинематографистами было сделано немало фильмов – недаром одним из героев этой ленты является Сергей Эйзенштейн. Алексей Федорченко и здесь демонстрирует свой яркий авторский стиль художественного коллажа, как, скажем, в ретро-драме "Ангелы революции". Возможно, что уже в начале зимы "Последняя милая Болгария" выйдет в российский прокат.

 Лучшим режиссерским прочтением литературного произведения была названа картина Ирины Холкиной Carpe Diem по рассказу чешского писателя Людвика Ашкенази "Яичко". В ней речь идёт о странной забаве, когда молодой человек вместо того, чтобы готовиться поступать в институт, разыгрывает людей, наугад набирая телефонные номера, чаще всего докучая одной и той же шуткой пожилому профессору, который на это отнюдь не сердится, а, напротив, с нетерпением ждёт звонок. Роль профессора исполняет Сергей Дрейден.

 А в номинации "Лучшее актёрское прочтение литературного образа" приз вручили Дмитрию Куличкову, исполнившему главную роль в психологическом триллере Максима Иванова "Холод", поставленному по одноимённому роману Андрея Геласимова. Почётный приз "За музыкальный вклад в искусство экранизаций" был присуждён известному композитору Эдуарду Артемьеву, на счету которого несколько десятков фильмов, в том числе "Сталкер" Андрея Тарковского, снятого по мотивам текста братьев Стругацких "Пикник на обочине". Перед награждением на церемонии был показан документальный фильм с хрониками работы над "Сталкером" и комментариями оператора Арво Ихо, который представил собственные фотографии со съёмок этого фильма.

 Жюри также отметило три проекта специальными дипломами: проект СТС "Главкнига" – за волшебное превращение тяжкого режиссерского труда в блистательное шоу"; сериал "Эпидемия" Павла Костомарова (по книге Яны Вагнер "Вонгозеро") – за высочайшие достижение в жанровом кинематографе и актеров Вениамина Смехова и Ирину Печерникову, сыгравших главные роли в фильме "Земля Эльзы" по одноимённой пьесе Ярославы Пулинович – за самый пронзительный актерский дуэт. В проекте "Главкнига", выполненном в жанре реалити-шоу, представлены два эпизода, в которых режиссёры Александр Велединский и Борис Хлебников выбирают актёров для своих картин: первый – для экранизации романа Захара Прилепина "Санькя", второй – "Острова сокровищ" Стивенсона. На роль Саньки пробовались Александр Петров, Данил Стеклов и Андрей Прытков. Хлебников выбирал между Александром Палем, Константином Мурзенко и Сергеем Наседкиным. Смотреть всё это было довольно интересно: каждый из претендентов "прочитал" своего героя с той степенью актёрской индивидуальности, на которую способен. "Проект "Главкнига" – уникальный и оригинальный, обычные вопросы литературоведения он превращает в некую интригу. Надеюсь, после нашего награждения этот проект появится на телеэкранах. Мы также надеемся, что фильм "Земля Эльзы" со временем станет большим народным кино, как "Москва слезам не верит" и "Ирония судьбы". Что касается сериала "Эпидемия" – это замечательный жанровый проект, снятый на уровне лучших мировых образцов, которые делают HBO, Netflix и вызывают неизменный интерес во всем мире. Уверен, что и у этого сериала будет огромное количество поклонников в России", – отметил член жюри писатель Алексей Иванов. Надо сказать, что фильм "Земля Эльзы" режиссёр Юлия Колесник снимает в Горном Алтае, и это место выбрано не случайно – оно аутентично в том смысле, что туда вместе с семьёй была выслана героиня Ирины Печерниковой.

 Кроме того, в рамках фестиваля были вручены специальные призы. "За вклад в искусство киноэкранизации" спецприз получил режиссер Глеб Панфилов; за первый российский блокбастер, снятый по сценарию бестселлера, приза удостоен "Ночной дозор" Тимура Бекмамбетова – награду за фильм получил Владимир Меньшов, сыгравший в этом фильме; "За многолетний вклад в объединение литературы и кино" спецпризом отмечен режиссер Карен Шахназаров. И ещё один специальный приз – "За искусство актерского воплощения в киноэкранизациях" достался актёру Василию Лановому.

 Напомним, что фестиваль "Читка" проходил в Москве впервые, оставив самые благоприятные впечатления – своим контентом, атмосферой, тем, что все показы проектов и прочие мероприятия были хорошо организованы, избежав сбоев и накладок. А о том, что такой фестиваль сегодня нужен, исчерпывающе сказали композитор Эдуард Артемьев: "Идея фестиваля кажется продуктивной и бесконечной – он может подхлестнуть производство экранизаций"; и член жюри конкурса режиссёр Владимир Котт: "Это единственный фестиваль в мире, где дают приз не за результат, а за ожидание – за то, что будет. В этом есть особенность, которая связана с надеждой".

Автор статьи:  Антонина Крюкова

 

Все новости Последние новости