2 июля 2019, 12:51

Нашествие варваров

4 июля 2019 года на российские экраны выходит фильм южнокорейского режиссёра Пона Чжун Хо "Паразиты" (прокатчик – кинокомпания "ПРОвзгляд"), увенчанный "Золотой пальмовой ветвью" нынешнего Каннского МКФ, где критики и жюри были единодушны в выборе этой картины лучшей на фестивале. И надо сказать, что это первая в истории Южной Кореи высшая награда самого престижного в мире киносмотра.

Нашествие варваров

 Бедная корейская семья – муж, жена и двое взрослых детей – живут в полуподвальной квартире с тараканами и прохожими за окном, постоянно справляющими малую нужду. Семейная четвёрка сидит без работы и чтобы не умереть с голоду, клеит коробки для пиццы, всякий раз получая претензии от заказчика за некачественно выполненный заказ. Но однажды несчастным беднякам повезло, когда приятель сына, перед своим отъездом за границу передаёт тому необременительное репетиторство, поручая продолжить занятия английским с девушкой из богатой семьи успешного бизнесмена Пака. Долго не раздумывая, молодой человек, которому, благодаря рекомендации друга, фальшивому диплому и природному обаянию, нежданно-негаданно улыбнулась удача, вскоре находит способ решить проблемы и своих родных. Он устраивает к Паку шофёром своего отца, провернув операцию по увольнению прежнего, а затем домоуправительницей – мать, заперев в глухом подвале много лет работавшую на этом месте женщину, почти члена семьи бизнесмена, и, наконец, сестру – психологом к малолетнему сыну Пака, странному мальчику, предпочитающему жить не в богатом доме, а рядом на лужайке в жёлтой палатке, из-за чего родители сомневаются в его нормальности. Со временем бедняки как бы захватывают богатый дом, устанавливая там свои порядки и в отсутствие хозяев безудержно и дико развлекаясь, что есть все основания подозревать, как они выживут их оттуда окончательно.

 Поражаешься изобретательности жуликов, втёршихся в доверие к богачам хитростью и обманом. Все четверо прикидываются вполне респектабельными корейцами, будто бы не живут в полуподвале и в жизни не видели назойливых насекомых. Богачи, правда, звёзд с неба не хватают – так себе, обычные снобы, ценящие всё американское, но всё же по отношению к поселившимся у них беднякам отличаются демократизмом и доброжелательностью.

 Однако когда Пак начинает жаловаться жене на запах, исходящий от его шофёра, то понимаешь, какая пропасть лежит между этими семействами, какие противоречия могут между ними возникнуть, и достаточно ничтожной искры, чтобы вспыхнул пожар. Понятно и то, что это запах бедности, нищеты, а, если глубже, то это признак социального неравенства.

 По законам драматургии, рано или поздно обман должен быть раскрыт – этого не избежать, и оно, конечно же, случается. Жертвой, разумеется, становится сам Пак, который достал шофёра подозрением, что от того постоянно чем-то несёт, и тот внутренне оскорбился, не стерпел унижения. Но при том, что вроде бы справедливость восторжествовала и обманщики разоблачены – пусть и дорогой ценой – финал режиссёр оставляет открытым. Бедняки оказываются живучи: самозваный шофёр остаётся в доме Пака – в том самом подвале, где погибла запертая там бывшая домоуправительница и о существовании которого сам хозяин не знал, тем более о том, что там творится. А сын обещает отцу помощь, и где гарантия, что они опять не провернут какую-нибудь выгодную афёру. Ведь недаром говорят, что голь на выдумки хитра.

 "Паразиты" больше всего напоминают "Елену" Андрея Звягинцева, а также французскую картину "Нашествие варваров" Дени Аркан, и – отдалённо – "Слугу"  Джозефа Лоузи, поднимающих важную, а сегодня особенно актуальную тему непреодолимого разрыва и одновременно болезненной взаимозависимости между низшим и высшим социальными слоями общества.

 По определению самого режиссера, "Паразиты" – это "комедия без клоунов и трагедия без злодеев". Этот фильм, сюжет которого совершенно непредсказуем, вряд ли вписывается в какой-либо определённый жанр. Это смесь сатиры, гротеска и черного юмора, социального комментария и саспенса – своеобразная аллегория о вызовах, с которыми сегодня мы сталкиваемся в мире, где жить всё сложнее и всё труднее.

 На показе "Паразитов" в МИА "Россия сегодня", предваряя просмотр ленты, представитель посольства Южной Кореи в России сообщила, что режиссёр счёл Каннскую награду подарком отечественному кинематографу в год его 100-летия. "Мы вкладываем в национальное кино очень много средств, – призналась посольская чиновница из департамента культуры. – И это результат такой работы, и награда в Каннах тоже результат государственного вклада в национальное кино". Фильмы Пона Чжун Хо – это всегда событие. В последние десять лет Пон работал над большими международными проектами "Сквозь снег" и "Окча". Он вернулся в родную страну ради ленты, которая в основном построена вокруг одной локации, но, возможно, при этом куда более амбициозна. Всеобщие мнения сходятся в том, что "Паразиты" – не просто новый фильм, но начало нового этапа в выдающейся карьере режиссёра.

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Все новости Последние новости