12 августа 2019, 05:55

Легенде советского экрана Олегу Стриженову исполнилось 90 лет.

 Этот артист с уникальной внешностью абсолютного героя хорошо известен старшему и среднему поколению, к тому же его заслуги перед отечественным кино неоспоримы, как неоспорим и его принципиальный характер, не позволяющий сниматься где угодно, лишь бы мелькать на экране. Видимо поэтому его поздравили с юбилеем президент страны и премьер-министр.  

Легенде советского экрана Олегу Стриженову исполнилось 90 лет.

  Если бы он работал в Голливуде, то, несомненно, стал бы  звездой, как сказал Сергей Безруков. Так в совместном фильме России и Индии "Хождение за три моря" индийская сторона настояла, чтобы Афанасия  Никитина играл Стриженов, а картина Григория Чухрайя "Сорок первый" с участием Олега Стриженова, сыгравшего белогвардейского офицера на необитаемом острове, уцелевшего после кораблекрушения с безграмотной девушкой Красной армии, был номинирован на Каннском кинофестивале. С тех пор Олега Александровича стали называть русским Марчелло Мастроянни. Особенно ему удавались роли романтических мечтателей, как в картине 1950-го года "Белые ночи" по Достоевскому. Представителей "белой косточки", декабристов и офицеров царской армии. Когда "Хождение по мукам" и "Звезда пленительного счастья" о сосланных в Сибирь бунтовщиков против царя, показывают по телевидению, то можно только удивляться, как народный артист СССР сумел проникнуть в характеры своих героев, сделав их  бессмертными. Природный аристократизм и интеллигентность сына военного, родившегося в Благовещенске в 1929 году , позволяют ему не просто играть в предлагаемых обстоятельствах, а по-настоящему жить в них, насыщая каждую минуту в кадре психологическим переживанием.

 Когда в 1953-ем году Стриженов окончил Щукинское училище, то по распределению попал в Эстонии, потом выступал в питерской "Александринке", далее на сцене МХАТа, но ни в одном из этих театров он не прижился. Слишком был самостоятельным и свободолюбивым, а таких  артистов режиссеры не любят. Зато кинокамера полюбила его сразу, уж слишком он был киногеничным, живым на экране. Фильм "Овод" 1955-го года с участием в главной роли совсем юного Стриженова, сумевшего передать трагедию незаконнорожденного сына Падре, приговоренного к расстрелу, волновала публику до слез, а кинематографисты сразу поняли = в кино пришел большой талант. И этому таланту он никогда не изменял, хорошо усвоив, что растерять данное от Бога легко, а вот сохранить душу, искусство в себе непросто, но необходимо, если хочешь "глаголом жечь сердца людей". Не потому ли классика всегда была для него тем ориентиром к высокому, которому он всегда стремился. Его Герман в опере "Пиковая дама" по Пушкину дышит такой страстью, такой неудержимой решимостью, что неудивительно повреждение в уме на фоне трех карт. 

  По жизни Олег Стриженов всегда был "чужим среди своих", предъявляя к себе и другим коллегам  большие требования, не допуская лжи и притворства. Актрисы влюблялись в него моментально, да и он не оставался равнодушным к красоте, только одна женщина Екатерина Стриженова сумела перенести его измены, родив ему сына, после чего второй раз вышла замуж за великого режиссера Ивана Пырьева. 

 Последний раз Олег Александрович снялся в фильме 2004-го года "Пять звезд", где сыграл директора гостиницы. После этого он отклонял любые предложения и не соглашался на интервью, по-видимому, желая оставаться в памяти зрителей харизматичным киногероем. Впрочем,  так поступают все пожилые актеры Голливуда.

Автор статьи: Людмила Лебедь.    

 

Все новости Последние новости