5 сентября 2019, 15:29

ВЕНЕЦИЯ: ПУТЬ К ЗВЕЗДАМ

Несильный старт Венецианского кинофестиваля (28 августа -7 сентября)  - "Правда" лидера японского кинематографа Хирокадзу Корээды, который явно взялся не за "свой" материал, сняв нечто вроде "европейского пудинга", и космический блокбастер Джеймса Грина "К звездам", определил направление Мостры – "к звездам".

ВЕНЕЦИЯ: ПУТЬ К ЗВЕЗДАМ

Оба обрушили на красную дорожку фестиваля настоящий звездопад – в первом фильме блистала гранд-дама французского экрана Катрин Денев в роли нестареющей кинодивы, в тени которой мерцали слабенькими отсветами Итан Хоук и Жюльетт Бинош; во втором – запечатанный в скафандр Брэд Питт, который отправил своего экранного папу Томми Ли Джонса  в открытый космос, превратив его в микроскопическую звездочку.

Следующие фильмы Мостры направление "к звездам" подхватили. Их весьма радостно приветствовала горячая местная публика, ведь фестиваль в Венеции ориентирован, в первую очередь, на публику. Помимо уже упомянутых, это Хоакин Феникс и Роберт Де Ниро ("Джокер" Тодда Филлипса), Мерил Стрип ("Прачечная" Содерберга), Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер ("История брака" Ноа Баумбаха)…

Но – как гром среди ясного неба – прозвучал гомерический хохот Джокера из одноименного фильма Тодда Филлипса, задав такую высокую планку венецианскому конкурсу, что, казалось, превзойти ее было невозможно. Притом, что "звездное направление" оставалось генеральным.

В истории о том, как добрый клоун превратился в злого "джокера", блестяще разыгранной на грани физических и актерских возможностей Хоакином Фениксом, столько зла, которым пропитан сегодняшний мир и которое проецируется на слабого, и так судьбой обиженного человека, что, кажется, зрительские нервы это не в состоянии выдержать. Арт-директор Мостры Альберто Барбера назвал картину Филлипса "самым удивительным фильмом конкурса". Нельзя с этим не согласиться (хотя он, вероятно, имел в виду другое), действительно, удивляет сила большого экрана, способного вызвать простой человеческой историей слезы, ужас, сочувствие. Оказывается, все это еще не потеряно окончательно в наши дни.

Превзойти эмоциональный накал "Джокера" было почти невозможно, но высокая планка, им заданная, фильмами конкурса уже не опускалась. Роман Полански, который сам не приехал на Лидо, опасаясь, что его оттуда уже не выпустят (86-летнему режиссеру продолжают поминать грехи его молодости), прислал зато, может быть, лучший свой фильм последних лет – "Офицер и шпион" о деле Дрейфуса. Полански снял мощную, современную (оставив ее костюмной) психологическую драму, делая центральной фигурой не "жертву" (Луи Гаррель), а "палача" - честного офицера (Жан Дюжарден), который вступает в неравную борьбу с системой, в конце концов, все же "прилаживаясь" к ней.

Порадовал и Стивен Содерберг ("Прачечная"). Хотя бывший лидер американского независимого кино и сделал шаг в направлении к кино коммерческому, на пути "к звездам" "прихватив" и замечательную Мерил Стрип, и Антонио Бандераса, но сделал это так тонко и умно, что совершенно не утратил своей "независимости". История про деньги, которые правят миром, основанная на знаменитом "панамском деле", полна остроумных находок, едкой иронии и мощного сарказма. 

В рейтинге итальянских критиков лидирует тройка – "Офицер и шпион", "Мартин Иден" и "Джокер". Присоединяясь к этому "раскладу", я бы поставила на первое место фильм итальянского режиссера Пьетро Марчелло "Мартин Иден", рискнув предсказать ему "Золотого Льва" (главный приз Венецианского МКФ). Конечно, жюри под предводительством аргентинского режиссера Лукреции Мартель может решить иначе, но, на мой взгляд, "Мартин Иден", сделанный по мотивам знаменитого романа Джека Лондона, идеально подходит для главного приза. История о том, как полуграмотный работяга пробивается, минуя все преграды, к высшим ступеням славы, почета, уважения, становится настоящей "звездой", теряя на этом пути что-то самое ценное, вечна. Страстное исполнение главной роли Лукой Маринелли, мощная режиссерская рука, которая делает смысл этого фильма очень актуальным, политическим, роскошные визуальные находки с включением хроники… Фильм к тому же итальянский, который представляет в конкурсе страну-хозяина фестиваля и который возвращает былую славу великому кинематографу. Что еще требуется? 

Автор статьи: Евгения ТИРДАТОВА 

 

Все новости Последние новости