8 сентября 2019, 15:03

ЗОЛОТОЙ ЛЕВ ДЖОКЕРА

В тройке лидеров 76-го Венецианского фестиваля призы распределились следующим образом: "Золотой лев св. Марка" достался "Джокеру" Тодда Филлипса, "Офицер и шпион" Романа Полански получил Гран-при жюри, в картине же итальянца Пьетро Марчелло "Мартин Иден", которая представлялась наиболее подходящим кандидатом на главный приз, награда досталась Луке Маринелли, сыгравшему в ней главную роль.

ЗОЛОТОЙ ЛЕВ ДЖОКЕРА

В принципе, с этим выбором легко согласиться, потому что при другом раскладе приз за лучшую мужскую роль мог бы получить Хоакин Филлипс - безумный Джокер, а "Мартин Иден" вырвался бы на главную ступень пьедестала, что сильно призовой картины не изменило бы. Но - жюри под предводительством аргентинской актрисы Лукреции Мартель, видимо, решило, что дебютант в игровом кино Пьетро Марчелло может еще подождать, а Хоакин Филлипс - и так основной кандидат на будущего "Оскара".

Что касается фильма "Офицер и шпион", несомненно, очень сильного и, пожалуй, лучшего фильма 86-летнего режиссера последних лет, то, после того, как Лукреция Мартель на пресс-конференции заявила о том, что "не будет чествовать Романа Полански" (памятуя не снятое с него обвинение в изнасиловании несовершеннолетней в 1977-м году), тут трудно было вообще рассчитывать на какой-то приз.

Венеция-2019, несомненно, запомнится, как один из самых сильных фестивалей, а "Джокер", который в начале октября выйдет в наш прокат, как один из самых ярких, мощных, оригинальных фильмов последнего времени.

Жюри не обошло вниманием и победителя Венеции-2014, главного режиссера шведского кино Роя Андерссона ("Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии"). На этот раз Андерссону достался Серебряный лев за лучшую режиссуру. В фильме "О бесконечности" он вновь продолжает тихо размышлять о бытии. Никто как Андерссон не может замечать самые существенные вещи в предметах, казалось бы, совершенно не существенных, внимательно наблюдать, видеть такие подробности,  такие мелочи, такие детали, которые ускользают от нашего внимания, а, между тем, из них и состоит сама жизнь. В переплетении множества маленьких историй о маленьких людях в скромной, небольшой картине "О бесконечности" - масса теплоты, сочувствия, юмора.

Муза и постоянная актриса француза Робера Гедигяна Ариан Аскарид в картине "Gloria mundi"/"Мирская слава" ("Молитва во имя Бога") сыграла мудрую, нежную главу большого семейства, которое переживает трудный период жизни. Но эта маленькая хрупкая женщина не сдается, на ее плечи ложится ответственность и за детей, и за внуков, и за двух мужей. Она - центр этой обычной, скромной, трудолюбивой семьи, центр очередной истории из жизни простых марсельцев, и нам всегда интересно следить за тем, что сегодня происходит  в жизни героини Ариан. Сама же Ариан Аскарид стала обладательницей кубка Вольпи - приза за лучшую женскую роль.

Прелестная анимационная лента режиссера из Гонконга Юньфаня "Дом 7 по Черри Лейн" (его "Пионовая беседка" участвовала в конкурсе Московского кинофестиваля в 2002 году), красивая, романтическая история о любви молодого и прекрасного учителя английского языка и к матери, и к дочери, чем-то напоминающая "Любовное настроение" Вонг Кар-вая, совершенно заслуженно завоевала приз за лучший сценарий. Здесь все зыбко, все построено на нюансах, на плавных переходах, вместе с тем эта любовная история прекрасно придумана и выстроена, естественно вплетаясь в эпоху социально-политического брожения  в Гонконге в 1967-го году, в Гонконге - тогда еще британской колонии.

Тоби Уоллес, сыгравший харизматичного, полного жизненной энергии драгдилера, который влюбляется в умирающую от рака девочку-подростка, в австралийской ленте Шеннон Мерфи "Молочные зубы", завоевал приз Марчелло Мастроянни как лучший молодой актер. Кстати, Шеннон Мерфи, дебютантка в большом кино (хотя за ней тянется большой сериальный "хвост") - одна из всего лишь двух женщин-режиссеров Венецианского конкурса, состоящего из 21-го фильма. Вторая - режиссер из Саудовской Аравии Хаифа Аль-Мансур ("Идеальный кандидат"). Вспомним, как бушевали страсти вокруг "гендерного равноправия" на майском Каннском фестивале (где, кстати, с этим равноправием было все в порядке). Здесь же, в Венеции, налицо явное неравенство полов, но это, похоже, мало кого волновало.

Стране-хозяину, представившей в венецианском конкурсе довольно сильную программу, достался, помимо актерского приза Луке Маринелли, спецприз за полную кипучей энергии документальную ленту Франко Мареско "Мафия не та, что раньше".

Единственная российская (вернее, российско-грузинская) картина - "Преступный человек" Дмитрия Мамулии, включенная в программу "Горизонты", осталась, к сожалению, без приза.

 

Автор статьи: Евгения ТИРДАТОВА

 

Все новости Последние новости