18 сентября 2019, 16:47

Художественные руководители приходят и уходят, а лицедеи остаются.

Каждый новый худрук, приходя в театр, устраивает кастинг актерам, насколько они готовы воплощать его творческие замыслы. Но провести "чистку труппы", как в свое время сделал Георгий Товстоногов в БДТ решаются немногие. 

Художественные руководители приходят и уходят, а лицедеи остаются.

На фотографии сбор труппы в Театре имени Моссовета. 

 В первую очередь это связано с идущим репертуаром, где уже играет исполнительский состав, не всегда устраивающий нового руководителя, ведь театру надо на что-то жить. Вот и начинается "перетягивание каната", пришедший худрук устанавливает свои порядки, а прежние хозяева театра, то есть, артисты "тянут одеяло на себя". Это очень серьезная дилемма. Видимо поэтому, сколько бы лет не было худруку, создавшему свою труппу, его не трогают начальники от культуры, ну а ежели время сделало свое дело, и он ушел из жизни, то тут ничего не попишешь – надо перестраиваться, искать новую кандидатуру. 

 Тем не менее, Театр имени Моссовета после прощания с многолетним худруком  Павлом Хомским, не стал тасовать колоду известных режиссеров, способных повести за собой звездный коллектив, и доверил художественное руководство режиссерской коллегии, а "разводить мосты" стала его директор Валентина Панфилова, хорошо понимающая, что с экономической точки зрения выгодно театру, а что нет. Например, театр имени Моссовета единственный в Москве не закрывал парадный подъезд для зрителей в  середине лета , что оказалось делом прибыльным, поскольку гости столицы могли увидеть драматические спектакли только здесь. Кроме того уже в августе начались репетиции "Ричарда111" Вильяма Шекспира в постановке Нины Чусовой в заглавной роли с Александром Домогаровым, при участи Ольги Остроумовой, Екатерины Гусевой, Сергея Виноградова, Виталия Кищенко, Алексея Трофимова- младшего. Будущей премьере можно заранее прогнозировать аншлаг, потому что зрителей – "медом не корми", а дай им посмотреть на живых звезд. 

 Андрей Кончаловский тоже чувствует себя  своим в мастеровитой труппе и после двух успешных чеховских спектаклей в начале 2020 года приступает к репетициям пьесы Питера Шеффера "Амадей", хорошо запомнившийся зрителям с участием Олега Табакова и Сергея Безрукова в МХТэ имени Чехова.

 Юрий Иванович Еремин, член режиссерской коллегии, в содружестве с известным балетмейстером Аллой Сигаловой открывает необычную сцену "Театра в фойе" спектаклем "Ялта" по произведениям Антона Павловича Чехова.  Известная актриса Нина Дробышева, выступающая на родных подмостках 57 лет, планирует работать с режиссером Рустамом Хамдамовым над пьесой "Бульвар Сансет". И хотя некоторые актеры на сборе труппы выражали недовольство, что у них нет худрука, думаю, пока хлеб с маслом им обеспечен.

 И если Театр имени Моссовета надеется достигнуть больших результатов без худрука в течение 97- ого сезона, то легендарный Театр на Таганке собирает вокруг себя молодых режиссеров, организовывает разного рода лаборатории с прикидом на будущие спектакли и тоже обходится без худрука, имея такого креативного директора, как Ирина Апексимова.  Оставив "Кесарю кесарево" - основателю незабываемого театра Юрия Петровича Любимова, она полностью переключилась на новые формы в искусстве, синтез театра, кино и музыки. Неслучайно 56-ой сезон открыл мюзикл "Последние пять лет", поставленный любимцем "Золотой маски" Алексеем Франдетти с участием двух актеров Марфы Кольцовой, Павла Левкина и шести музыкантов. Говорят: любовная история самого композитора Роберта Брауна, закончившаяся расставанием, никого не оставит равнодушным даже прожженных циников. В этих стенах, помнивших Владимира Высоцкого, собираются ставить спектакль по мотивам киносценария "Таксист" Мартина Скорсезе и "Старуху" Даниила Хармса. Ну, и часто востребованный во многих столичных театрах режиссер Даниил Чащин уже репетирует на основной сцене "Горку" Алексея Житковского, которую почитатели новой Таганки увидят 2-3 октября. 

 Многих интересует, как обстоят дела в Театре на Малой Бронной с приходом Константина Богомолова. Да, нормально! Никого из состава труппы он не стал изгонять, а если кто-то и ушел, то по личным обстоятельствам. Ожидаемой революции в театре тоже не произошло, а зеленую улицу новых спектаклей в первую очередь проложат приглашенные Богомоловым режиссеры. Уже 6 ноября состоится премьера "Нормы" по роману Владимира Сорокина в режиссерской трактовке Максима Диденко во Дворце на Яузе, где несколько лет из-за реставрации здания "Современника" игрались спектакли легендарного коллектива под руководством Галины Волчек.

 Дело в том, что на Малой Бронной с января нового года тоже начнется ремонт и поэтому актерам придется выступать в мало приспособленном под драматические спектакли здании. Так что добавятся новые трудности, которые надо будет преодолевать с новым худруком,  заявившем в новом сезоне три названия: "Покровские ворота" Леонида Зорина, "Ифигению в Авлиде" Еврипида и "Войну и мир" Льва Толстого, в чем оказался созвучным идее Римаса Туминаса в Вахтанговском театре. Самое же интересное событие в 74-ом сезоне Малой Бронной, это создание Фонда развития современного театра имени Соломона Михоэлса, имя которого и трагическая судьба великого актера и режиссера, уничтоженного в период культа личности Сталина, связана с нынешним зданием, принадлежавшим еврейскому театру. 

 25 декабря Театр имени Пушкина на Цветном бульваре будет отмечать 70 лет со дня своего основания, то есть, со времен Камерного театра великого Александра Таирова и до наших дней. Сегодня  Евгений Писарев строит многожанровый театр, привлекая начинающих режиссеров своего курса в ГИТИСе для постановок. 26 - 27 октября на пушкинской сцене состоится премьера увлекательного детектива "Инспектор пришел" в прочтении Олега Пышненко под художественным руководством Евгения Писарева. "Ложные признания" Мариво он тоже собирается ставить на исторической сцене с актерами разных поколений, доверивших свою судьбу легкому и остроумному лидеру.   Прикипел к этому театру и Юрий Бутусов с брехтовскими спектаклями. После грандиозной постановки "Барабанов в ночи" он собирается поразить зрителей необычным решением антивоенной "Мамаши Кураж". Хочется верить, что это будет впечатляющее зрелище ничем не уступающее философско- орнаментальному "Пер Гюнту" вахтанговцев, где с легкой руки Римаса Туманиса и директора Кирилла Крока назначен главным режиссером. 

 Имидж художественных руководителей в государственных репертуарных театрах остается одной из самых важных в развитии и совершенствовании национального театра, предполагающего добровольное подчинение своему лидеру, которое надо заслужить у коллектива. Конечно, успех у зрителя очень многое определяет в системе художественных ценностей и если театр живой, то необязательно следовать моде, главное сохранять свою самобытность и любовь к человеку. 

Автор статьи: Любовь Лебедина.         

 

Все новости Последние новости