24 сентября 2019, 09:09

Загадочная русская душа.

Московский театральный центр "Вишневый сад" открыл новый сезон спектаклем "Беседы при ясной луне" по мотивам известных рассказов- Василия Шукшина.

Загадочная русская душа.

 Эти рассказы, несмотря на время ничуть не теряют своей актуальности, потому что в них пульсирует сама жизнь, тот народный менталитет, который не зависит ни от технического прогресса, ни от верхних эшелонов власти. Поэтому главный замысел постановки Сергея Ковалева под  руководством Александра Вилькина держится на трех "китах": правде жизни, правде чувств и вере. 

 Шукшинские герои алтайской деревни Сростки живут по своим законам, не отрываясь от земли и своих корней, заложенных в традиционном укладе жизни, где свободно дышится только тогда, когда совесть чиста, а если смерть придет, то и умирать не страшно, потому что Бог все видит.

 Но почему тогда душа болит? Тема больной души и встрече с вечностью проходит через весь спектакль, состоящий из выхваченных из потока бытия законченных сюжетов. 

 Спектакль Сергея Ковалева, автора инсценировки начинается с рассказа "Верую". Доведенный до отчаянья непонятной болезнью тоскующей души Максим в исполнении Дениса Крацова отправляется на "консультацию" к служителю культа, приехавшему в деревню лечиться барсучьим жиром от больных легких. Уж он -то наверняка знает лекарство, помогающее человеку с израненной душой.  По выставленной на стол бутылке с самогоном видно, что барсучий жир мало помогает попу -растриге, а страх перед загробной жизнью подступает все ближе и ближе. Он готов показать непрошенному гостю свою образованность, а вот с непонятной душой дела обстоят тоже плохо. Перебивая друг друга и не находя выхода из создавшегося тупика, Максим, впавший в депрессию, и богатырского сложения поп в исполнении Павла Архипова блуждают по лабиринту загадочной души и наконец понимают, что спасти бессмертную душу можно только верой. Эта сцена ни в коем случае не может быть бытовой, поскольку тогда исчезает замысел автора – поиск истины в конфликте с самим собой и всесильными обстоятельствами. Ведь по сути мирной беседы не получилось, возник диспут с вечностью двух противоположных характеров, пытающихся понять, ради какой такой великой цели душа должна мучиться. 

 Тему загадочного смысла бытия продолжает незатейливый на первый взгляд рассказ "Хозяин бани и огорода". К зажиточному мужику Николаю в исполнении Игоря  Бровина пришел попариться в его "сауне" бедный сосед Иван, ( которого играет артист Илья Крутояров), не знающий на какие средства можно подлатать свою прохудившуюся баньку, потому что накопленные деньги потратил на баян для сына, чтобы музыке учился. Поначалу ничто не предвещает агрессивного противостояния между двумя соседями, решившими выпить, закусить чем Бог послал с огорода и расслабиться после водных процедур. И надо же было такому случиться -  шальная мысль о неминуемой смерти залетает в голову здоровенного Николая и начинает разъедать ему мозги. Какими он видит будущие похороны и что его в них не устраивает, только вот беда – из гроба не поруководишь. Поэтому планы будущих проводов на тот свет выглядят в виде комиксов, а смерть – всего лишь банальной метафорой, где обряд прощания с усопшим проходит по заготовленному сценарию. Нравится это покойному или нет – неважно. Главное, чтобы наследники остались довольны, произведенным фурором на приехавших родственников.  И все было бы разложено по полочкам будущих похорон живого "небожителя", только его не устраивает поведение Ивана, который должен рыть ему могилу, а тем временем его музыкальный сын дергает морковку в чужом огороде. Ну, а коль совершено покушение на частную собственность, то мальчишке надо хорошо всыпать, да и Ивану запретить приходить на поминки. И тут вылезает такое мурло, такой "новый русский", который и собственные похороны срежиссирует, и о душе не подумает. Таким образом самое абсурдное может стать естественным в нашей действительности, и Василий Макарович это предвидел. 

 Заканчивается первый акт спектакля рассказом "Микроскоп", самым веселым и озорным с детективным сюжетом о том, как деревенский мужик тянулся к знаниям и разочаровался в ученых, утаивших от народа вредных микробов. Несмотря на то, что семья столяра еле-еле сводит концы с концами, а жена проела всю плешь мужу, как заработать деньги, глава семейства решается на отчаянный шаг – снимает деньги со сберкнижки и покупает микроскоп, выдавая тайное приобретение за премию на работе. И тут начинается цирк. Пока "преступник" не разоблачен скандальной женой в исполнении Ирины Сологаловой, их сын Петька, изумительно сыгранный маленьким артистом Яном Алабушевым, может увиваться  вокруг умного отца и гордиться чудным аппаратом, но происходит непредвиденное открытие, которое сражает наповал любознательного Андрея Ерина в исполнении Сергея Лесогорова. Обнаруженные в капле воды микробы наводят его на страшную мысль наповал. Оказывается, ученые, знающие о микробах, травят необразованный народ… Так, где же справедливость?! Проблема незаметных микробов - неожиданно превращается во вселенскую проблему, по форме комическую, но по идейному посылу не такую уж смешную… 

 Второй акт спектакля оказался весьма насыщен замечательными актерскими работами, западающими в душу зрителя надолго. Пять исполнителей: Михаил Безобразов, Виктор Бочков, Рифат Сафиулин, Евгения Миронова и Ирина Новикова не только психологически достоверно передают неоднозначные характеры своих героев, они проживают их судьбы сиюминутно, ежечасно. 

 Директор склада Тимофей Худяков в гротесковом исполнении Михаила Безобразова еще тот мошенник, всегда выходящий "сухим из воды". Дав  детям высшее образование на капитал от различных махинаций с государственной собственностью, Тимофей устраивает ревизию незаконно прожитой жизни и ничего примечательного в ней не находит. Воровал, ловчил, обманывал, с женой "собачился", а праздник души так и не дождался. И вот напившись до зеленых чертиков в глазах он принимает своего тестя Тимофея (актер Янис Якобсонс) за Николая Угодника, способного творить чудеса. Ему то и надо всего, что прожить жизнь заново, чтобы настоящая любовь была и страха не было, и все было по - честному. Раскаянья грешника не вызывают  ни малейшего сочувствия. Ничтожный упырь, вознамерившийся начать жизнь с чистого листа, находит оправдание в том, что "не пойман – не вор", а его изворотливый умишка может служить примером для простофиль. Явный гротеск здесь налицо, поэтому название рассказа "Билетик на второй сеанс", то есть, билетик на новую жизнь, соответствует придуманной режиссером форме фантасмагорического бреда. 

 Бронька -охотник Виктора Бочкова в "Миль пардон, мадам" никто иной как юродивый, сочинивший про себя рассказ, как он выполнял спецзадание по ликвидации Гитлера. Его монолог – это абсолютная вера в воображаемые обстоятельства "засланного шпиона", а может патриота, способного на подвиг ради своих земляков. В этом есть что-то сказочное, хотя Бронька совсем не похож на былинного героя, тем не менее и этот маленький человек, тронувшийся умом, готов пожертвовать собой, защищая Родину.  

 Актерский ансамбль рассказа "Бессовестные" впечатляет настолько, что кажется артисты пропитались духом алтайской деревни.  Три пенсионера: Глухов-вдовец (артист Рифат Сафиулин), старушка Отариха (актриса Евгения Миронова) и общественница Ольга Сергеевна Малышева (актриса Ирина Новикова) образуют ту самую территорию "уходящей натуры", которая противостоит скучной старости и не хочет подчиняться бегущему  времени. Ситуация сама по себе комическая. Ну, кто может всерьез потакать сватовству старика, уставшего жить один в пустом доме? Да, и куда деться от безжалостной людской молвы, от насмешек односельчан? Пойти на поклон к блюстительнице нравов Ольге Сергеевне Глухову было непросто, тем более попросить, чтобы она уговорила одинокую Отариху переехать жить к нему.  Краска смущения заливает лицо Глухова, но он сердцем чувствует – ничего плохого в этом нет. Зато правильная общественница возмущена до глубины души, шьет старику аморалку. В то время, как бедная Отариха вспоминает, что она по-прежнему женщина и может еще кому-то нравится. Вот и бровки перед зеркальцем подправила, и голосок прорезался, но зависть – вещь опасная и даже страшная, недаром ей столько посвящено классических произведений. Василий Шукшин взял из жизни только один эпизод несостоявшейся женитьбы двух стариков, возмечтавших под конец жизни стать счастливыми, но их устыдили и обозвали бессовестными. Выходит, у загадочной русской души, как у медали, две стороны: добрая и злопамятная…

Автор статьи: Любовь Лебедина.    

 

  Фотографии предоставлены театральным центром "Вишневый сад".      

 

 

 

Все новости Последние новости