17 октября 2019, 19:50

Веленью божьему, о муза будь послушна

Второй раз в Ставрополе проходит Всероссийский Лермонтовский фестиваль, куда приглашаются театры, поставившие спектакли по произведениям Михиала Лермонтова, и это незабываемое зрелище.

Веленью божьему, о муза будь послушна

 Инициатива проведения такого важного фестиваля для России принадлежит директору Ставропольского академического драматического театра имени М.Ю. Лермонтова Евгению Луганскому. Коллектив первого русского театра на Северном Кавказе ивестен своими традициями, высоким художественным вкусом, сильным актерским ансамблем, неприятием пошлости и скоротечного  мейнстрима. Как им удается на протяжении 175лет держать высокую планку сама удивляюсь, в то время, как  многие театры увлекаются модным авангардом. Скорее всего здесь не прерывается связь актерских поколений, а режиссеры в своих замыслах учитывают мастерство актеров.

 В первогй половине фестивальной афиши ставропольчане могли увидеть спектакль пятигоркой оперетты "Земную жизнь пройдя до половины",  Нового Московского драматического театра "От первого лица" по мотивам романа "Герой нашего времени", ставрпольского литературно-музыкального театра "Гармония" - "Тамбовская казначейша".

 Открытие фестиваля, подготовленное артистами Ставрпольского театра, напоминало мини-представление по страницам вошедших в историю театра  спектаклей, когда-то идущих на этой сцене в разные годы с демонстрацией иллюстративного материала.

 Сразу же после вступительной части, сделанной с большим тактом и выдумкой, вышли на подмостки пятигорчане с прекрасными голосами и огромным желанием покорить публику креативным прочтением жизни и творчества певца Кавказа. Замах был внушительный, но реализация невнятной трактовки вызывала массу вопросов. Первый касался встречи Лермонтова и Пушкина, что вызвало недоумение у знатоков творчества Михаила Лермонтова, погибшего у подножья Машука, поскольу эти два гения русской поэзии никогда не встречались. Так что фантазия создателей спектаклей завела их не в ту сторону. А дальше все покатилоь по наклонной, сдерживаемое музыкальными ариями и рассыпаясь на короткие эпизоды, (выхваченными из литературоведческих источников), лишенных драматического смысла и наполненных концертными номерами у минеральных источников. Видимо легковесный опереточный стиль, хорошо усвоенный артистами, не позволял реализовать задуманную  трагедию.

 Чего не скажешь о "Герое нашего времени" Нового московского театра, где все внимание режиссера Вячеслава Долгачева  было сосредоточено на рефлексирующем Печорине в исполнении Михаила Калиничева, предпочитающем глухое одинчество в окружении светского общества. К сожалению, общество получилось декоративным, подстать фанерным белым ставкам, задуманным художником Владимиром Ковальчуком в виде Кавказских гор, символизирующих тектонические сдвиги земной коры и духовное величие отважных первопроходцев, недоступное обывателям, занятым грязными сплетнями и слухами. Вечно недовольный собой Григорий Печорин, ежедневно испытывая душевные муки, катит центральную ставку по кругу, поворачивая оборотной стороной условной квартиры. И только один человек -смешливый доктор в исполнении Олега Бурыгина понимает Печорина, предупреждая о собирающихся черных тучах над головой изгойя, который  сравнивает себя с топором в руках судьбы, так как разрушает чужие надежды, испытывая острое желание посмеяться над самовлюбленным выскочкой Грушницким (артист Александр Зачиняев), испытывающим комплекс неполноценности от солдатской шинели и мечтающий об эполетах. Чтобы как-то развлечь себя, Печорин опутывает паутиной недосказанности княжну Мери (актриса Анастасия Безбородова), завлекая ее в свои сети и наслаждаясь ролью демона, парящего над бездной.

 Режиссер Долгачев упустил такую малость, что Пятигорск во времена Лермонтова был пограничным городом, заполненным военными, поскольку чеченцы в любой момент могли напасть. В результате получилась салонная драма "От первого  лица", а офицеры выглядели кутилами и праздными людьми. Наверное,такое режиссерское видение вполне приемлемо, но тогда в самой атмосфере военного курорта пропадает напряжение, исчезает конфликт.

 Неплохо разыграны взаимоотношения двух бывших товарищей: Печорнина и Грушницкого, поначалу не предвещающих смертельного исхода. Внутреннюю свободу и честь они понимают по-разному. И в конце концов, глупый Грушницкий, наконец-то принятый в высшем обществе, изменяет долгу честного человека, приписывая Печорину безнравственный поступок и тут Григорий Александрович встает на дыбы, как боевая скаковая лошадь, ибо его родная стихия - это война. Совершено покушение на его честь, и он вынужден стреляться с Грушницким. Смерть в данном спектакле решена режиссером весьма обыденно, даже бытово.  Один выстрел и нет человека.

 По сути Михаил Лермонтов в этом произведении срежиссировал свою смерть на дуэли с Мартыновым. Поэтому послесловие после дуэли Печорина кажется лишним, ибо все главное от лица "Героя нашего времени" уже сказано.

 Впереди ставропольцев на фестивале ожидают новые спектакли, о которых мы обязательно расскажем.

Автор статьи: Любовь Лебедина  

Все новости Последние новости