23 октября 2019, 13:55

Двойной портрет

 24 октября стараниями кинопрокатной компании "ПРОвзгляд" на российские экраны выходит костюмная мелодрама "Портрет девушки в огне" французского режиссёра Селин Сьямма, получившей на нынешнем Каннском кинофестивале приз за лучший сценарий.

Двойной портрет

 Большая часть снятой истории о художнице и её музе происходит в 1770 году, когда возможности женского художественного творчества были сильно ограничены. Однако для современного режиссёра это историческое обстоятельство ровным счётом не имеет никакого значения – её героиня-художница обладает той степенью свободы, которая позволяет ей на все сто процентов проявить в творчестве свой редкий и блистательный талант. И надо сказать, не только это, но и неудержимую страсть к своей музе, отозвавшейся взаимностью. Более того: не случись сильной любви, вряд ли она смогла бы воплотить на холсте – опять же столь блистательно – свою возлюбленную, которая из нелюдимой затворницы превратилась в подлинную красавицу и великосветскую даму.

 В процессе работы над сценарием Селин Сьямма обнаружила, что во второй половине XVIII века произошёл подлинный всплеск присутствия женщин в мире искусства. "Художниц было намного больше, чем мы думаем. Они делали карьеру, их работы попадали в коллекции крупных музеев. Но "они не вошли в историю", – говорит Сьямма, для которой современные гендерные проблемы не пустой звук: недаром в "страшном мужском мире" она стала основательницей движения "50/50×2020", одной из задач которого является усиление женского паритета как в Каннах, так и во французской киноиндустрии в целом. В 2019 году из двадцати одной картины, вошедшей в фестивальную программу, четыре было снято женщинами, включая "Портрет девушки в огне", съёмочная группа которой состояла в основном из женщин.

 О том, что женщины в искусстве живописи второй половины XVIII века несомненно присутствовали, свидетельствует начальный эпизод фильма, где в аудитории художественного училища, заполненной только девушками, признанная художница Марианна (Ноэми Мерлан) позирует и одновременно даёт мастер-класс, рассказывая, на что надо обращать внимание при написании портрета: силуэт, его контуры, как лежат руки, каково положение кистей рук и так дальше. А когда кто-то из присутствующих показывает на картину Марианны "Портрет девушки в огне", она незамедлительно вспоминает связанную с ней историю о том, как много лет назад ей пришлось на лодке плыть по морю в далёкий край, чтобы выполнить заказ одной дамы, пожелавшей, чтобы Марианна написала портрет её дочери Элоизы (Адель Энель), которую уже пытались воплотить на холсте другие художники, но у них ничего не получилось.

 Марианна берётся за работу, не особенно уповая на успешный результат. По крайней мере индифферентность позирующей Элоизы, её мрачноватый вид и полное отсутствие улыбки на лице мало вдохновляют художницу. Ежедневные наброски – как правило, неудачные, всё же не стали напрасными: художница шаг за шагом, скрупулёзно и с большим терпением шла к своей цели. Ведь для неё главным стало не выполнение в срок заказа, а внутренний мир Элоизы, проникновение в её сущность, а если говорить об истинной цели, то это – познание самой себя. Прогулки по берегу моря, чтение Овидия, дискуссии об Орфее и Эвридике – это лучшее, что их сблизило и помогло вернуть Элоизу к жизни, к ощущению себя живой, способной любить и радоваться жизни. "Не могу поймать вашу улыбку – она всё время ускользает", – говорит художница Элоизе, которая (тоже ведь не просто позировала) в ответ признаётся, что узнала привычки Марианны. Их отношения – это попытки приблизиться друг к другу, найти в другом конгениального человека. Когда портрет был готов, Марианна, глядя на него, удовлетворённо признаётся Элоизе: "Теперь он мне нравится: я лучше тебя узнала". На что Элоиза отвечает: "Или я изменилась".

 В фильме немало времени уделено самому процессу создания портрета, своеобразной художнической "кухне", когда усилия в конце концов увенчиваются точно найденным выражением на холсте внутреннего мира позирующей Элоизы. Без любви вряд ли такое было бы возможно. Так искусство соединяется с чувством, без которого оно мёртво.

 Напоследок скажем, что актриса Адель Энель уже снималась у Селин Сьямма в одном из ранних её картин под названием "Водяные лилии", а Ноэми Мерлин хорошо знакома российским зрителям, которые видели её в главной роли в не так давно прошедшей по нашим экранам костюмной эротической мелодраме "Куриоса", где метафора раскрепощённости и свободы напоминает "Портрет девушки в огне".

Автор статьи: Антонина Крюкова

Все новости Последние новости