9 ноября 2019, 18:47

"Синяя птица" приносит счастье артистам и маленьким зрителям.

 Я не скажу ничего нового, побывав на детском спектакле "Синяя птица" в МХАТе имени Максима Горького, что сказочная пьеса Мориса Метерлинка с философским подтекстом не подвластна времени. Кроме того режиссура Константина Станиславского, Леопольда Сулержицкого и Ивана Москвина 1908-го года, тщательно сохраненная Эдуардом Бояковым и Натальей Пироговой, спустя 100 лет ничуть не потускнела, не превратилась в архаику и, по-прежнему, поражает художественной правдой, в которой играет   безудержная фантазия постановщиков.

"Синяя птица" приносит счастье артистам и маленьким зрителям.

 Детская аудитория охотно откликается на режиссерские метафоры и верит бесконечно наивным и любопытным Тильтилю и Митиль, отправляющихся на поиски волшебной синей птицы, приносящей людям счастье. Ребят ничуть не смущает, что вода, свет, ночь, хлеб, сахар, молоко сопровождают отважных путешественников,  превращаясь в живых персонажей. 

 Великий мистификатор Метерлинк наделяет свиту особыми полномочиями с узнаваемыми характерами и одетых, соответственно своему предназначению. МХАТ принимает условный стиль сказочной притчи, в которой  общение брата и сестры с одушевленной природой выглядит вполне естественно и понятно, потому что дети, в отличие от взрослых, умеют ловить сигналы бесконечного космоса, понимать язык птиц и зверей, в том числе домашних животных: собаку и кота, которые сорятся, ябедничают друг на друга, но в конце концов признают авторитет Феи. Это она ведет отважных "первопроходцев" по лабиринтам  фэнтези, испытывающих то радость, то отчаянье, то страх и ликование, когда в конце тоннеля видят свет. Режиссерские метафоры, перетекающие из одной картины в другую, образуют плотную ткань символического спектакля. Следуя за автором, новые последователи Станиславского сочиняют уникальный видеосюжет, в котором световые инсталляции в сочетании с музыкой Ильи Саца образуют особую атмосферу постоянно меняющегося волшебного мира, то ярко-зеленого, праздничного, то небесно-голубого, где скучают  уснувшие вечным сном бабушка и дедушка Тильтиля и Митиль, в надежде, что память о них никогда не умирает. Пожалуй, это одна из самых пронзительных сцен сказочной притчи. Тема памяти проходит через весь спектакль. И свет, и вода, и обжигающий огонь и даже хлеб, накормивший проголодавшихся героев, помнят, когда и как они служили людям. 

 К сожалению, я не могу назвать имена и фамилии артистов, играющих одни и те же роли попеременно в разных представлениях "Синей птицы", так как в программке не было указано, кто из них в этот день порадовал детей своим искусством перевоплощения. Тем не менее, я узнала из спектакля, что синяя птица постоянно меняет свой цвет и не может жить даже в золотой клетке. Вот так и в нашей профессии не все то золото, что блестит, и будущее нового МХАТа зависит от того, насколько коллектив чувствует себя свободным в творческом полете.

Автор статьи: Любовь Лебедина.  

 

Все новости Последние новости