16 ноября 2019, 18:06

Александр Калягин приехал поддержать "Крымскую театральную осень"

 Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, несмотря на колоссальную занятость, прилетел в Крым, чтобы своими глазами увидеть, как проходит первый фестиваль национальных театров в трех городах Крыма: Симферополе, Ялте, Керчи и поддержать инициаторов этого форума фестивальный центр "Балтийский дом" во главе с генеральным директором Сергеем Шубом.

Александр Калягин приехал поддержать "Крымскую театральную осень"

 На пресс-конференции в Ялте Александр Калягин выразил сожаление, что в таком историческом городе, связанном с памятью Антона Павловича Чехова, всего одна театральная площадка. "А ведь здесь можно проводить международные фестивали имени Чехова, - сказал он, -  и зарубежные театры будут охотно сюда приезжать, поскольку имя Чехова очень много для них значит. В Европе Чехов самый востребованный автор и этим необходимо пользоваться. Надо только местной власти уяснить это и больше уделять внимание Живому театру, расширять его границы, воспитывать зрителей в любви к психологическому русскому театру. Кроме того: надо сказать большое спасибо "Балтийскому дому" культурной столицы России и слаженной команде  Сергея Шуба, взявших на себя миссию первопроходцев в освоении и изучении искусства национальных театров, объединенных великим и могучим русским языком".

 Именно русская классика  стала той "лакмусовой бумажкой",благодаря которой можно сегодня понять и оценить истинное состояние национальных театров автономных республик, их художественный потенциал и творческие запросы. 

 Молодежный республиканский театр имени Мустая Карима из Уфы  никогда не разочаровывал зрителей, где бы он не выступал. В основном это происходит благодаря слаженному актерскому ансамблю, работающему под руководством профессионально грамотного Мусалима Кульбаева, умеющего организовать сценическое пространство, слушающего пульс времени и определяющего его болевые точки. Казалось бы, в известной пьесе Максима Горького "На дне" уже нельзя открыть ничего нового и, тем не менее, режиссер без всяких авангардных изысков открывает в каждом герое, опустившемся на самое дно, то скрытое зерно, которое может прорасти в нечто большее и заставит уважать себя. Несмотря на то, что нуворишам уже нечего терять, только доживать в "клоповниках" и нечистотах, каждый из них пытается найти путь к правде святой. Это единственное, что их греет и дает силы  не терять человеческий облик.

 Странствующий Лука в исполнении Марата Курбангалеева, претендующий на роль Моисея, хотел бы вывести подвальную братию к свету, но оказывается для этого утешения мало, нужна воля, а она истаяла, как прошлогодний снег. И Барон (актер Кирилл Ажмяков), и Бубнов  (актер Андрей Шрайнер), и даже Сатин, с его монологом о гордом человеке, постоянно ерничающего Андрея Ганичева, пустили свою жизнь на самотек, потому что устали бороться с непреодолимыми обстоятельствами, отбросили мечту, как ненужный хлам. И если Настена актрисы Александры Комаровой.  продающая себя на панели, продолжает витать в облаках нереальной любви, то вор Васька Пепел в исполнении Салавата Нурисламова, изведавший на себе несправедливость мира, все же надеется, что с целомудренной Наташей (актриса Светлана Бронникова) начнет где-нибудь в Сибири новую жизнь. Но и тот и другой обречены, жизнь подлая, продажная, собачья не выпускает из своих цепких объятий, а смерть неслышными шагами ходит по пятам. Она настигает Актера. Это одна из лучших работ Евгения Лопатина в актерском ансамбле остро социального спектакля Мусалима Кульбаева   

 Театр драмы республики Карелия "Творческая мастерская" так же обратился к драматургии Максима Горького, прочитав пьесу "Васса", не только, как семейную драму, а драму  общества, разделенного на классы, (что сегодня весьма актуально), где нажитый капитал не делает людей счастливыми. Более того – дети расплачиваются за грехи своих отцов, а те, достигнув вершин благополучия, спиваются, предаются разврату, внутренне деградируют. Для Вассы Железновой прежде всего важно дело. Думая, в первую очередь, о богатом наследстве двум дочерям и внуку, она не может дать им нравственного воспитания. Причем актриса Виктория Федорова настолько выглядит молодо, что с трудом веришь в железный характер ее героини. Каждый персонаж существует обособленно, в заданном ему рисунке роли, не считаясь с партнером, поэтому атмосфера взаимоотношений не складывается, а, следовательно, и участия к ним не возникает. Не могу сказать, будто актеры наигрывают или выставляют своих   героев напоказ. Но в их существовании нет подробного проживания судьбы, нет "сжатой пружины", которая может выстрелить в зрителя. И только в финале спектакля , когда Васса умирает и на стуле остается ее черное пальто, а сама она уходит в параллельный мир к отравленному мужу, тут- то и возникает тот самый катарсис, которого так не хватало постановке Сергея Стеблюка. 

 Зато сказка Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане в формате кукольного спектакля с использованием арт- видео, зажигательных песен и танцев трех русских красавиц и естественно смешных кукол, как-то пузатого Царя Салтана – кукловода Александра Карпеева, его неблагонадежной дворцовой свиты, купцов, прозрачного Гвидона – Эдгара Гайннулина и конечно же царевны Лебедь – Юлии Василишиной, все это очаровала юную публику не на шутку. Можно только поражаться необыкновенной фантазии режиссера Рафаэля Тагирова в союзе с художником Софьей Шахновской, сумевших представить синтетическое зрелище с летающими всадниками, богатырями, выходящими из пены морской, озорной белочкой, которая все орешки грызет и так далее. Создавалось такое ощущение, будто сказку Пушкина  мы слышим и видим впервые, и от этого становилось радостно на душе и возникало ощущение, что кукольному театру все подвластно, когда есть талант.

Автор статьи: Любовь Лебедина. Ялта – Москва.

Фото предоставлено театром- фестивалем "Балтийский дом". 

 

Все новости Последние новости