26 ноября 2019, 13:15

Театры, призванные служить

 Судя по переполненному Малому залу Центрального академического Театра Российской Армии,  для зрителей стал традиционным фестиваль военных драматических театров Министерства обороны РФ "Звездная маска", раз в два года проводимый в стенах главного армейского театра страны Главным военно-политическим управлением Вооруженных сил РФ, Департаментом культуры Министерства обороны РФ и ЦАТРА. 

 Театры, призванные служить

 Фестиваль проводился уже в пятый раз и был посвящен объявленному в России Году театра.  Отечественная география традиционно представлена на нем от Тихого океана до Балтийского моря, от Черного моря до Северного океана, а потому главным образом это флотские театры, исключением  из которых становится каждый раз Драматический театр Восточного военного округа из Уссурийска.

 Фестиваль открывала премьера ЦАТРА "Барабанщица" А.Салынского. Когда-то это был знаковый для театра спектакль, поставленный А.Окунчиковым. Он много лет и десятилетий жил в репертуаре, привлекая советских зрителей героической тематикой, патриотическим настроением, судьбой девушки, отдавшей жизнь за свою Родину. Сегодня главный режиссер ЦАТРА Борис Морозов прочитал со сцены эту историю уже иначе - с ощутимой современностью, которая выражена не только в том, чтобы за полгода до 75-летнего юбилея Великой Победы напомнить еще раз о "великих тех годах", но чтобы дать понять молодым поколениям, по словам Давида Самойлова, "как это было, как совпало - война,  беда, мечта и юность. И это все в меня запало, и лишь потом во мне очнулось..."

 Чтобы "очнулась" в каждом та мучительная "двойная" жизнь обыкновенной детдомовской девочки Нилы Снежко, которой довелось биться за свои идеалы, приближать Победу, жертвуя собственным счастьем, оставаясь не просто непонятой, а презираемой окружающими, считающими ее "немецкой овчаркой". И подлинная цена ее короткой жизни измерена финалом спектакля, в котором за лицами реальных людей, проплывающими на экране, мы видим Бессмертный полк сегодняшних дней...

 Продолжили фестивальное течение Драматический театр им.Вс.Вишневского Балтийского флота (Кронштадт) спектаклем "Счастье мое" А.Червинского - пронзительным повествованием о послевоенном неустроенном быте двух молодых людей. Вика (Наталия Ермолаева) мечтает о ребенке, чтобы вырастить его в счастливой победившей фашизм стране. Семен (Ильдар Юсупов) погружен в мысли о близком будущем - выпускник военно-морской школы готовится к карьере атташе в одной из европейских стран. В чем же смысл счастья? Найдем ли мы ответ на этот вопрос и сегодня? Режиссер Михаил Смирнов не дает ответа, заставляя каждого задуматься.

 Драматический театр Северного флота из Мурманска нашел, практически неизвестную пьесу И.Штока "Туман над заливом". Режиссер Александр Шарапко серьезно поработал над текстом, выделив в качестве главного, сюжетообразующего события - совершил ли подвиг летчик Егорушкин или это было выдумано его сослуживцем Ведёркиным, написавшим пафосную статью в газету? Несколько детективный сюжет получает разрешение в финале. Но война еще продолжается. Идет 1942 год, и многое предстоит сделать для Победы...

 Драматический театр Тихоокеанского флота показал "Любовь людей" Д.Богославского. В этом спектакле, никак не связанном с военной тематикой, режиссером Романом Колотухиным точно и внятно отразилась мысль о безрадостной, горькой жизни в глухой деревне. О преступлении женщины, убившей пьяницу-мужа и скрывшей от всех свой великий грех в надежде на возможность новой супружеской жизни. Но постепенно ужас содеянного приводит ее к умопомрачению, потому что невозможно жить, забыв о совершенном.

 Некоторую ноту разочарования внес Драматический военный театр из Уссурийска. Режиссер Алексей Похресный поставил мюзикл А.Колкера "Жар-птица", посвятив спектакль подвигу жителей блокадного Ленинграда. Но ни подвига, ни Ленинграда не оказалось в наспех спетом и протанцованном представлении - слабом и невнятном.

Подлинным праздничным фейеверком стал спектакль "Под холщовыми небесами" Драматического театра им.Б.Лавренева Черноморского флота по рассказам А.Аверченко (режиссер Екатерина Гранитова-Лавровская). Оживший дух варьете начала ХХ столетия, юмор в том чистом, не отягощенном сатирой и иронией понимании, что царил в то время в российских городах, пытаясь разредить душную атмосферу 1905 года и ожидания Первой мировой войны, оказался близок и потребен нашим дням с их "мышьей суетой" повседневных забот. Зрительный зал, достаточно испорченный телевизионным низкопробным юмором, с восторгом и наслаждением внимал простеньким, в сущности, рассказам Аркадия Аверченко о супружеских изменах, о лжи, о невинном флирте. 

 Родившийся в Севастополе писатель вернулся в свой город, блистательная труппа театра сыграла его рассказы легко, весело, ярко, заразив своей южной энергетикой каждого. 

 Фестиваль завершился. Будем с нетерпением ждать следующего. Ведь они стали уже своими доя Москвы эти далеко разбросанные от столицы военные театры, несущие свою службу самим своим изначальным предназначением. 

Автор статьи:  Наталья Старосельская

 

Все новости Последние новости