28 ноября 2019, 13:31

Поклон великим тем годам

 Годы спустя, вспоминая о том, как рождалась пьеса, а следом за ней и спектакль Центрального театра Советской Армии "Барабанщица", Афанасий Дмитриевич Салынский писал в статье "Творческое счастье": "Главный образ этой пьесы, ее конфликт — все это очень издалека, от 1943 года. 

Поклон великим тем годам

 Тогда в одном из освобожденных от фашистских оккупантов городов в западной полосе России я повстречал девушку, как мне поначалу показалось, странную. Взволновало меня то обстоятельство, что в городе, где жители радовались освобождению, ликовали, эту девушку с презрением называли немецкой овчаркой. В нее мальчишки бросали каменьями, а прохожие плевали ей вслед. Оказалось же, что она была нашей разведчицей, но об этом не знали.

 Прошло лет пятнадцать, прежде чем я подступился вплотную к тому, чтобы рассказать о необыкновенной, трагической судьбе".

 Много лет шел спектакль, поставленный А.Окунчиковым в сценографии Н.Шифрина на сцене театра, вызывая неподдельное волнение и волну воспоминаний зрителей. Первой исполнительницей роли Нилы Снижко стала замечательная, рано ушедшая из жизни Людмила Фетисова, затем в спектакле играли Людмила Касаткина, Алина Покровская - и каждая из них вносила свои краски в роль героической девушки, все дальше и дальше уходящую от нас с десятилетиями.

 Драматург писал: "В пьесе героиня... не стреляет из автомата, не подрывает железнодорожные пути, не швыряет гранаты в наседающих врагов, не идет через минные поля, не бросается под вражеские танки... В освобожденном городе — обычная жизнь. Только тем отличается она от всякой другой жизни любого другого города, что этот город совсем недавно был освобожден от оккупантов. Довести до конца свои дела, порученные ей командованием, Нила Снижко может лишь сохраняя личину предательницы, немецкой шлюхи, "овчарки"... Собственно, в том-то и проявляется ее подвижнический характер... При всем уважении к этой героической деятельности я, наверное, не стал бы сейчас писать о разведчике или разведчице в тылу врага. Ведь героиня действует в освобожденном, озаренном радостью городе, среди своих людей, которые счастливы, а ее презирают и ненавидят... Меня в моем сюжете волнует нечто похожее на библейский мотив. Праведница и толпа".

 Обращаясь сегодня, в преддверии 75-го юбилея Великой Победы, режиссер Борис Морозов возвращает легенду театру, которому исполнится в феврале 90 лет. Но Морозов отдает себе отчет в том, что на исходе второго десятилетия ХХ1 века сюжет воспринимается уже несколько иначе. Особенно - поколениями прагматиков (если не сказать - циников), сформировавшимися в последние десятилетия ушедшего столетия. Да, разумеется, речь в новой "Барабанщице", замечательно оформленной художником Анастасией Глебовой и композитором Рубеном Затикяном, идет о патриотизме, о защите Родины любыми средствами не только на полях войны, но и в освобожденном городе, где затаились фашисты, пытающиеся вернуть его. О любви к своей стране, к своему народу детдомовской девочки, воспитанной немкой Мартой Шредер в духе тех нравственностей и ценностей, что казались незыблемыми на все времена. Впрочем, надо упомянуть и других героев, явленных крупно и выразительно - Тузикова Татьяны Морозовой, Митрофанов Сергея Колесникова, Интеллигентный жилец Игоря Марченко, Мария Игнатьевна Натальи Лоскутовой...

 Но современностью прочтения стало для режиссера, как представляется, отчетливое введение мотива девушки "со стыдливыми глазами" не только по той причине, что она общалась с немцами. Ниле приходилось и сожительствовать с фашистским генералом - ей, целомудренной, воспитанной на высоких моральных принципах. И рано или поздно ее возлюбленный Федор (очень хорошая работа Максима Чикова) узнает об этом... Ольга Герасимова очень интересно рисует внешне современную девушку со свободными манерами, но в актрисе ощущается не акцентированная, но несомненно сформулированная Борисом Морозовым евангельская черта,  которую Лука называет грешной Марией;   из которой , по Марку, были изгнаны семь бесов. Грех Марии Магдалины был истолкован как блуд, и в народном сознании жителей средневековой Европы образ кающейся блудницы Марии Магдалины приобрел чрезвычайную популярность и красочность и закрепился до наших дней, хотя православие толкует ее образ несколько иначе.

 А потому и убийство, совершенное не столько переодетым немецким офицером Ставинским (Александр Рожковский), сколько моралистом Чуфаровым (Андрей Егоров), выхватившим из рук Нилы пистолет, звучит в спектакле евангельским мотивом покаяния, что приближает пьесу к современности. Тем более что за подобным финалом с прощальными словами Нилы Снижко: "Запомните нас веселыми!.." следуют фотографии реальных людей на экране. Они сменяются кадрами шествия Бессмертного полка, ставшего для нас за последние годы символом неугасимой памяти...

 Уже в премьерном показе спектакля "Барабанщица", прозвучавшем со сцены Центрального академического театра Российской Армии,  отчетливо явили себя важные, необходимые для дня нынешнего темы патриотизма, памяти, поклонения тем, кто спас мир и - боли за ту двойственность, которой вынуждены были порой жить люди во имя высоких целей.

 Подлинно высоких - о чем особенно надо помнить сегодня...

Автор статьи: Наталья Старосельская 

 

Все новости Последние новости