9 декабря 2019, 10:14

Театральные деятели подводят итоги Года театра

9-10 декабря в Союзе театральных деятелей России пройдет форум, посвященный итогам Года театра, поддержанный верхними эшелонами власти.

Театральные деятели подводят итоги Года театра

 И хотя для служителей Мельпомены каждый сезон можно считать Годом театра, на этот раз обращение правительства к вопросам театральной культуры говорит о многом, где одной из составляющих является государственная поддержка всех видов театра, обязывающая муниципальные структуры экономически поддерживать развитие театрального искусства на местах, помогать в сложных ситуациях. 

 Прошедший праздничный марафон от Дальнего Востока до западных границ с передачей золотой эмблемы в виде веера, по идее должен был объединять большие и малые театры, где бы они не находились, но так виделось, мечталось, а на практике все складывалось иначе. 

 Как бы там ни было все-таки благодаря Году театра правительство, наконец, поняло, что театральная культура связана с политикой, с укреплением  межнациональных связей, пропагандой русского языка, повышением уровня образования и мировым фестивальным движением, в котором русский театр способен конкурировать с известными европейскими коллективами, а значит и повышать авторитет страны.  

 Многие заявляют, что в этом году наблюдается неслыханный театральный бум, залы переполнены публикой, приходящей за живым общением и эмоциональными впечатлениями, делающими жизнь более насыщенной. Так-то оно так, только по-прежнему наблюдается недофинансирование театров,  маленькие дотации, а иногда отсутствие их на новые постановки, что заставляет директоров повышать цены на билеты. А это значит – население со средним достатком не может позволить себе часто посещать театры, видеть громкие постановки, как бы того не хотелось. В свою очередь худруки  вынуждены ставить коммерческие спектакли, идти на поводу невзыскательной богатой публики, требующей развлечений. 

 Проблем очень много, и среди них, - за каким театром будущее – репертуарным, коммерческим. государственным, частным? Постепенно набирает обороты продюсерский театр, где главным становится не худрук, не режиссер, а продюсер, как в кино.  Психология потребительского общества невольно влияет на внутренние законы театра, массовая культура вторгается в святую святых репертуарного театра, нацеленного на высокое искусство, превращает его в официанта: "Чего изволите?" Уже по всем параметрам видно, насколько сильно упал уровень актерского мастерства даже в двух столицах, не говоря о периферии, куда отказываются ехать выпускники театральных вызов, поскольку там не создаются нормальные бытовые условия. Об этой проблеме во время открытия Года театра с большой болью говорил художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин, руководитель актерского курса Щепкинского театрального института. Настала пора разобраться с этим вопросом, поскольку от него зависит будущее отечественных театров, которых в России 650, (только государственных), из них 212 кукольных и 75 ТЮЗов. Причем категория детских театров находится на грани исчезновения из-за слабой экономической поддержки. Уж сколько раз твердили об этом, а проблема эстетического воспитания подрастающего поколения так и не сдвинулась с мертвой точки. Разве только несколько ТЮЗов, включая Бородинский молодежный в Москве, Брянцевский в Санкт-Петербурге, да Челябинске не теряют своей визитной карточки,  приглашая на постановки молодых режиссеров и тем самым расширяя сферу познания культурного пространства. 

 Нельзя забывать, что театр связан с коллективным творческом. Поэтому когда провисает актерское мастерство, падает уровень режиссерских трактовок, рассчитанных на неофитов, а художественное оформление отдает  картонной бутафорией, то никакой гениальный замысел продюсера не может превратить сделанную на скорую руку премьеру в событие. 

 Как ни крути, а театр – дорогое искусство, в первую очередь по профессиональной оснащенности, а потом уже по привлечению спонсоров, не имеющих от этого никакой экономической выгоды. Остается одно: ждать Закона о культуре, который может быть расставит все точки над "I"  и поможет деятелям театра избежать выгодной "самоцензуры", возникающей в условиях непредсказуемого, дикого рынка.

Автор статьи: Любовь Лебедина.     

 

Все новости Последние новости