12 декабря 2019, 22:58

Поздняя любовь Евгении Ханаевой

 На канале "ТВ Центр" 13 декабря в 8.10 покажут документальный фильм "Евгения Ханаева. Поздняя любовь", посвящённый актрисе, образ которой был соткан из противоречий, а судьба так и осталась загадкой даже для близких людей. О Евгении Ханаевой расскажут Александр Калягин, Екатерина Васильева, Елена Драпеко, Борис Щербаков, Татьяна Бронзова, Николай Лырчиков и другие.

Поздняя любовь Евгении Ханаевой

 Евгению Ханаеву зрители помнят эксцентричной, напористой, властной на экране. А вот в жизни она была скромной, ранимой, интеллигентной. Актриса-одиночка, белая ворона, аристократка, – называли её коллеги-актеры. О ней сплетничали, её побаивались. Но она оставалась безразличной к разговорам за спиной. А за её улыбкой скрывалась бесконечная боль – душевная и физическая.

 Летом 1943-го она была зачислена в только что открывшуюся Школу-студию МХАТ, училась у Москвина, Качалова, Книппер-Чеховой. На много поколений вперед её курс стал легендарным. Да и сама Женя Ханаева тоже была своего рода легендой. Отец – тенор Большого театра Никандр Ханаев, любимец Сталина. Автомобили с водителем, квартира в знаменитой высотке на Площади Восстания. Но она была скромной, старалась не выпячивать своё происхождение. Зато на сцене раскрывалась и в итоге единственная из всего курса получила престижную премию имени Чехова за роли в студийных спектаклях. Однако, переступив порог самого театра, осталась не у дел. На сцене ещё блистали МХАТовские "старики". А если в труппе вдруг всем прибавляли зарплату, про Ханаеву говорили: "Она обойдется, у неё богатая семья". Длительные паузы сменялись эпизодами, и вдруг однажды её попросили заменить заболевшую Ангелину Степанову. Молодая актриса сыграла королеву Елизавету в шиллеровской "Марии Стюарт". Зал рукоплескал… А потом наступили пять долгих лет простоя: ей не давали ролей, пытаясь увлечь в закулисные игры. Но она оставалась в стороне, никуда не вмешивалась, ни за что не боролась.

 Всё изменилось с приходом в МХАТ Олега Ефремова. Он искал новые лица, харизму и талант, что и нашёл в Евгении Ханаевой, не похожей на типичных красавиц из старой плеяды МХАТовцев. Олег Николаевич дал ей "зелёный свет", и она стала звездой театра. Актриса играла классику, современность, драму, комедию, гротеск, всю себя отдавая театру. Многие видели в этом фанатизм и принимали ночные репетиции за одержимость. Но на самом деле Ханаева просто не хотела идти домой. Никто из коллег и помыслить не мог, что именно в этот звёздный момент она переживает личную трагедию. А вот о том, что заставило её бросить мужа и ребенка и вынудило буквально бежать из дома без оглядки, о романе актрисы и партнера по сцене Льва Иванова и о том, смог ли сын, Владимир Успенский, в конце концов простить мать, можно узнать из фильма.

 В 1977 году к ней пришла слава киноактрисы: вся страна увидела комедию "По семейным обстоятельствам" и полюбила её героиню – очаровательную тёщу Изольду Тихоновну. Евгении Ханаевой исполнилось 56 лет, когда она неожиданно оказалась на пике популярности. Двери киностудий вдруг распахнулись для неё, актрису стали узнавать на улицах. Не привыкшей к такому вниманию, ей всегда было как-то неловко.

 Евгения Ханаева была одной из тех немногих актрис, которые воплощали на экране свою полную противоположность – женщину резкую, эксцентричную, не терпящую возражений. Таковы ее роли в "Странных взрослых", "Розыгрыше", "Жизни и смерти Фердинанда Люса", в картине "Старый Новый Год", где зритель впервые услышал, как поет Евгения Ханаева, которая унаследовала от отца прекрасный голос.

 В кино она снималась всего пятнадцать лет, но за этот короткий срок стала одной из любимых актрис и по сей день остается таковой. Почему она отказалась от роли миссис Хадсон в сериале "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", даже не прочитав сценарий; на какие хитрости шли режиссёры, чтобы заполучить Евгению Ханаеву и как страсть к быстрой езде за рулём стала для неё роковой – об этом тоже идёт речь в фильме.

 После автомобильной аварии измученная болью Евгения Ханаева решилась на операцию, уверенная в том, что всё лучшее – впереди. В это время ей присвоили звание заслуженной артистки СССР, но об этом она уже не узнала. Как и то, что её любимый мужчина так и не оправится от боли утраты. Его не стало через два года.

  "Мать искренне считала, что о покойниках помнить надо, но была уверена: есть первый день, третий, девятый и сороковой. Потом годовщина, после которой памятную дату смерти не отмечают. Если хочешь выпить и как-то вспомнить, надо это делать в день рождения", – рассказывает в фильме о своей матери Владимир Успенский.

Автор статьи: Антонина Крюкова

Все новости Последние новости