25 декабря 2019, 09:49

Каждый ищет своего кота

 2 января 2020 года в российский прокат выходит фильм "Он и она" режиссёра Седрика Клапиша, автора знаменитой любовной трилогии "Испанка" – "Красотка" – "Китайская головоломка", а также участника международных киносмотров, лауреата МКФ в Берлине, Париже, Сиэтле.

Каждый ищет своего кота

 Главными персонажами этой романтической франкоязычной драмы стали молодые парижане Реми (Франсуа Сивиль) и Мелани (Ану Жирардо), которым нет ещё и тридцати, но и он, и она уже испытали горькое чувство расставания, одиночества и близки к отчаянию. Режиссёр поместил их по соседству: они живут в одном доме в соседних подъездах – через стенку, смотрят футбол, покупают продукты в одном и том же магазине, лекарства – в одной и той же аптеке, ходят по одним и тем же улицам, сталкиваются в метро, даже одновременно приезжают каждый к своим родственникам в одно и то же место в горах. Но эта повседневная жизнь бок о бок, почти задевая друг друга плечом, тем не менее не уготовила им случайную встречу, которую так и ждёшь от кадра к кадру. Она пытается отвлечься от тяжёлого разрыва поиском в Сети необременительных отношений, чтобы избежать очередной драмы, но сетевые знакомцы вызывают у неё непреодолимую скуку. Он мучится бессонницей, комплексами, страдает тягчайшей депрессией, ищет помощи у психоаналитика, намечающийся роман с девушкой с нового места работы, не успевает даже обозначиться. Впрочем, и Мелани обращается за помощью к психотерапевту. В большом и многолюдном городе труднее всего найти человека, в котором ты нуждаешься и который станет тебе близким – это всем известно, и одиночество, как правило, ощущается здесь особенно остро.

 Приятель Реми, которому тот жалуется на наступившую в жизни чёрную полосу, на всё чаще возникающее паническое настроение, пытается его по-житейски утешить: "Где-то убудет, где-то прибудет". Психоаналитик обнадёживает тривиальной фразой "Вы имеете право на счастье".

 Намеренно оттягивая встречу героев до последнего – по крайней мере до конца почти двухчасовой картины – режиссёр вовлекает зрителя в своеобразную игру, подстёгивающую нетерпение сидящих по эту сторону экрана, доводящее их до тревожного ожидания, почти напряжения. Кажется, вот тут-то, в арабском магазине, они обратят друг на друга внимание. Ан нет – опять мимо. Или когда Реми через стенку слышит из квартиры Мелани нравящуюся ему знакомую мелодию. Или когда они стоят совсем близко друг к другу, наблюдая, как в соседнем доме происходит пожар и люди переживают настоящую трагедию. Таких эпизодов, дающих персонажам шанс на неизбежную встречу (понятно же, что всё этим и завершится, хотя в какой-то момент начинаешь сомневаться, что эта встреча когда-нибудь произойдёт), в фильме не счесть. Сочтём это режиссёрской изобретательностью, пусть не такой уж и новой, но ведь мало кому удаётся держать зрителя в напряжении на просмотре картины про обычную жизнь более чем обычных людей.

 По поводу своего фильма Седрик Клапиш высказал такие соображения: "Я хотел написать портрет сегодняшнего Парижа… И я хотел сделать простой фильм, без лишних сложностей. Фильм о двух одиноких людях в эпоху социальных сетей. Посмотреть, меняет ли это что-то. Формирует ли использование интернета и социальных сетей особые связи. Или одиночество осталось таким же, каким оно было во время съёмок фильма "Каждый ищет своего кота" (фильм Клапиша, снятый в 1996 году. – А.К.). … Это "история любви", а если точнее – "история прямо перед историей любви". Изучение того, что происходит непосредственно перед встречей двух людей. Моей целью было описать то загадочное состояние, в котором мы пребываем перед тем, как влюбиться".

 Что ж, режиссёру это удалось. И зритель остался удовлетворён тем, что наконец-то дождался встречи героев. Ведь вопреки правилу, в жизни параллельные прямые рано или поздно пересекаются.

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Все новости Последние новости